Анализ «ключевых» политических акторов Ивент-анализ Ситуационный анализ
Понятие «события» Дискретность (место, время, завершенность) Приводящее к переменам Есть действующие лица и действия Значимость (важность, значение) Уникальность Случайность (вероятность) Познаваемость Несовпадение значения и внутреннего смысла
Этапы Ивент-анализа 1.Анализ первичных информационных сообщений: Сообщение - Что это такое? Что это означает? Событие? Реконструкция события: политический факт + политическое значение (интерпретация) = политическое событие Трудности интерпретации: дискурс и мода Наделение новым значением: событие = факт + новая интерпретация
Этапы Ивент-анализа 2.Сведение информации в «сюжет» 3.Сведение событий в «классы», формирование «генеральной совокупности» событий, связанных с ситуацией 4.От генеральной совокупности событий к: к тенденции (через цепочку событий) к ситуации (через группировку событий вокруг центрального)
Вспомогательные операции Ивент-анализа Хронологическое упорядочение событий Построение «перспективного календаря» Построение и уточнение причинно- следственных связей
Понятие «ситуации» Ситуация – совокупность событий, объединенных интригой (незавершенность) Ситуация – устойчивая конфигурация акторов и фоновых факторов, которая складывается вокруг главной интриги
Этапы ситуационного анализа 1.Определение ситуации (теорема Томаса и теорема Гофмана, пример Беслана) 2.Идентификация интриги (ключевой конфликт акторов) 3.Установление акторов и их конфигурации, целей, мотивов, ресурсов и стратегий 4.Оценка ситуации: структура, вектор, устойчивость
Этапы ситуационного анализа. Анализ расстановки сил (иерархий) 1.Выявление лидера 2.Идентификация остальных участников и установление первичных иерархий 3.Тип отношений между игроками 4.Определение прямых соперников 5.Выявление объективных союзников 6.Установление типа конфликта 7.Реконструкция политического спектра, осей 8.Определение характера политических дивидендов
Этапы ситуационного анализа. Анализ соотношения сил (ресурсов) 1.Организационные ресурсы 2.Экспертные и информационные 3.Коммуникативные (позиции в обществе) 4.Финансовые ресурсы 5.Ресурсы политических связей (в т.ч. властные, административные) 6.Мобилизационные ресурсы 7.Символические ресурсы 8.Ресурс места (кампания 1999г.) Пакет ресурсов, вес актора, перевод веса в иерархические отношения...
Понятие «анализа заинтересованных лиц» Процесс определения лиц, заинтересованных в решении проблемы, оценки их интересов, влияния и важности, разработка стратегий их включения в процесс выработки, принятия и реализации политического решения
Этапы анализа «заинтересованных лиц» 1.Идентификация «ключевых» стейкхолдеров 2.Оценка их интересов (в отношении решения) 3.Оценка интересов (с т.зр. эффекта от реализации решения) 4.Влияния на принятие решения 5.Важность стейкхолдера с точки зрения успешной реализации решения 6.Определение стратегий включения
Стратегии включения 1.Информирование 2.Консультации 3.Сотрудничество (контроль над процессом принятия решений) 4.Делегирование (контроль над решениями и ресурсами)
Дополнительная информация Более подробную информацию можно получить на Кафедре публичной политики НИУ Высшая школа экономики: Телефон - (499) Контактное лицо - Зайцев Д.Г.: