Здоровьеформирующее образование как общая стратегическая задача современной начальной школы Выполнила – Е. Г. Теличкина Учитель начальных классов ЗАТО Звездный
«Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.» (всемирная организация здравоохранения)
«Необходимо формировать и поддерживать стремление людей к позитивным изменениям в образе жизни путем обеспечения их достоверными медико- гигиеническими знаниями, создавать соответствующие мотивации и отношение к здоровью, вырабатывать умения и навыки здорового образа жизни и предупреждения заболеваний» «Концепция сохранения и укрепления здоровья населения» Министерства здравоохранения РФ Формирование здорового образа жизни учащихся жизни учащихся
Здоровьеформирующее образование можно определить как комплекс системных изменений традиционной системы образования, нацеленных на повышение эффективности деятельности по сохранению и укреплению жизнеспособности учащихся во взаимосвязи с коррекцией их внутренней картины здоровья.
Принципы сохранения здоровья учеников в учебном процессе: учет возрастных особенностей обучающихся; учет состояния здоровья детей данного класса; учет индивидуальных психофизических особенностей детей; структурирование урока на основе закономерностей изменения работоспособности; обучение в малых группах (индивидуализация обучения); использование наглядности и сочетание различных форм предоставления информации; создание на уроке эмоционально благоприятной атмосферы; формирование положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»); опора в обучении на жизненный опыт ребенка, «присоединение» нового знания к прежнему знанию и опыту.
Задачи школы с позиции здоровьесбережения: Задача - минимум: обеспечение условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье обучающегося; Задача - максимум: формирование, укрепление здоровья обучающихся, воспитание у них культуры здорового образа жизни. Содействия им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье. Достичь этой цели возможно через реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий.
Задачи учителя: организовать эффективную работу на уроке для сохранения и укрепления здоровья; повысить мотивацию учения; создать у детей ощущение радости в процессе обучения (психологический климат урока); развивать творческие способности; воспитать культуру здоровья; научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе; сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по ЗОЖ; научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
Ожидаемые результаты Снижение или стабилизация заболеваемости (в зависимости от первоначального уровня); Повышение качества знаний за счёт снижения негативного воздействия процесса обучения и воспитания на психофизиологический статус обучающихся; Освоение элементов методик по ранней диагностике, прогнозу и коррекции трудностей социальной адаптации, предрасположенности к вредным привычкам; Увеличение числа детей, соблюдающих нормы и требования ЗОЖ; Составление рекомендаций для родителей, позволяющие систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения; Проведение регулярных массовых внеклассных мероприятий, направленных на физическое развитие обучающихся.
- стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми; - учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; - показывать им, что жизнь - это прекрасно; - вызывать у них позитивную самооценку. - Личностная ориентированность; - Психологическая и физическая безопасность; - Направленность образования и воспитания учащихся на формирование здорового образа жизни. Обязательные компоненты здоровьесберегающей направленности:
Гигиенические условия проведения урока Воздушный режим в кабинете Освещенность Качество учебников Размер помещения Дизайн (видеоэкологические факторы) Мебель (размеры, размещение в классе )
Организационно-педагогические условия проведения уроков Видеоэкранные средства Шумовой режим Плотность урока (60-80 %) Чередование видов учебной деятельности (4-7 чередований, продолжительность вида деятельности – не более 10 мин.) Чередование позы
Психолого-педагогические факторы Психологический климат на уроке; Стиль педагогического общения учителя с учащимися; Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам; Соответствие используемых технологий обучения и методических приемов возрастным и функциональным возможностям школьников; Индивидуализация и дифференциация заданий для самостоятельной работы; Вариативность заданий и возможность осуществлять их выбор; Применение различных форм деятельности: индивидуальной, групповой; взаимоконтроль; взаимооценка; Варьирование темпа обучения.
- ОБЖ (режим дня, оказание первой медицинской помощи, гигиенические навыки, профилактика вредных привычек, мотивация на ЗОЖ); - Внедрение программ, направленных на формирование ЗОЖ («Все цвета, кроме черного», «Разговор о правильном питании»). Формирование основ ЗОЖ
проведение дней здоровья, конкурсов, праздников, соревнований, проектная деятельность, турслет; спортивные секции, кружки; программа «Спортивный сертификат»; прогулки, игры на свежем воздухе. Внеурочная деятельность
родительские собрания по темам здоровьесбережения: «Режим дня школьника», «Как помочь ребенку учиться»; тренинги, акции, творческие дела; привлечение родителей к участию в праздниках, соревнованиях, проектной деятельности. Просветительская работа с родителями
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности.
В руках педагога – здоровье будущих поколений! Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия