Информационная основа деятельности управляющих советов Селиверстова Ирина Валериевна Заместитель руководителя Центра мониторинга и статистики, ФИРО
Образование – один из основных предметов общественного диалога Образование в нашей стране традиционно является предметом особого внимания со стороны и общества, и государства. в то же время Наверное только экономика опережает образование по масштабам взаимонепонимания и ложных представлений, количеству мифов и отсутствию контакта общества и государства …
Общество Государство ДИАЛОГ Система образования Отрывочные сведения, СМИ, личный опыт Данные о системе вне общественного контекста Представления и приоритеты Цели и программы реформирования Общественный монолог Декларация образовательной политики Без диалога нет взаимодействия
Одна из основных причин неэффективности общественного диалога – отсутствие достоверной информации у общества и системы образования друг о друге Почему система образования и общество не слышат друг друга?
ФЗ «Об Образовани» от 10 июля 1992 г. N : Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 2. К компетенции образовательного учреждения относятся: … учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств 3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самооценки деятельности образовательного учреждения (самообследования);
Проект Закона «Об образовании» Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций; 8) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом; информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций; государственно-общественный характер управления образованием 9) демократический, государственно-общественный характер управления образованием; обеспечение права работников, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией;
Проект Закона «Об образовании» Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации … 2. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится: 5) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;
Письмо МОН РФ от г. Публичный доклад « Публичный доклад – аналитический публичный документ в форме периодического отчета органа управления образованием или образовательного учреждения перед обществом, обеспечивающий регулярное (ежегодное) информирование всех заинтересованных сторон о состоянии и перспективах развития системы образования или образовательного учреждения» Из письма МОН РФ от «О подготовке Публичных докладов»
Управляющий совет общеобразовательного учреждения: Участвует в подготовке и утверждает ежегодный публичный доклад общеобразовательного учреждения.. Публичный доклад подписывается совместно председателем Управляющего совета и руководителем общеобразовательного учреждения. Из «Примерного положения об управляющем Управляющий совете государственного (муниципального) бюджетного или автономного общеобразовательного учреждения»
Регламент участия управляющего совета в подготовке публичного доклада общеобразовательного учреждения Примерный регламент участия управляющего совета в подготовке публичного доклада общеобразовательного учреждения опубликован на сайте Института развития государственно- общественного управления образованием
Регламент участия управляющего совета в подготовке публичного доклада общеобразовательного учреждения 1) Публичная отчетность общеобразовательного учреждения выражается в подготовке и публичной презентации ежегодного открытого публичного доклада. Публичный доклад общеобразовательного учреждения – форма ежегодного широкого информирования общественности о деятельности общеобразовательного учреждения, об основных результатах и проблемах его функционирования и развития за отчетный период.
Регламент участия управляющего совета в подготовке публичного доклада общеобразовательного учреждения 2) Ежегодный публичный доклад общеобразовательного учреждения готовится руководителем и управляющим советом общеобразовательного учреждения по итогам учебного года на основе ежегодного мониторинга образовательных результатов и условий организации образовательного процесса с учетом внешних и внутренних источников информации и включает в себя интегрированную статистическую информацию и самооценку результатов и условий своей деятельности, постановку проблем и задач предстоящего этапа развития общеобразовательного учреждения.
Регламент участия управляющего совета в подготовке публичного доклада общеобразовательного учреждения 3) Функции публичного доклада общеобразовательного учреждения: - привлечение дополнительного социального ресурса – ресурса доверия и поддержки, как необходимого условия также и привлечения дополнительных материальных и денежных ресурсов; - ориентация общественности в особенностях организации образовательного процесса, уклада жизни общеобразовательного учреждения, имевших место и планируемых изменениях и нововведениях; - отчёт о выполнении государственного стандарта и общественного заказа на образование; - привлечение внимания общественности, учредителя и власти к проблемам общеобразовательного учреждения; - получение общественного признания успехов общеобразовательного учреждения, в т.ч. эффективности деятельности его системы государственно- общественного управления; - привлечение общественности к оценке деятельности общеобразовательного учреждения, к подготовке рекомендаций, к принятию решений и к планированию действий по развитию общеобразовательного учреждения.
Зачем это нужно образовательному учреждению? Отчетность Обязательное условие участия в конкурсах Презентация своих конкурентных преимуществ Просветительская и разъяснительная деятельность Самоанализ Площадка для общественного диалога !
Основные целевые группы публичного доклада общеобразовательного учреждения: Родителям (законным представителям) обучающихся публичный доклад представляет информацию об образовательных услугах, предоставляемых учреждением, правилах и процедурах приема, условиях обучения и укладе жизни образовательного учреждения, а также об эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств. Социальным партнёрам публичный доклад представляет область и задачи сотрудничества с общеобразовательным учреждением, наиболее важные потребности общеобразовательного учреждения, возможный вклад в его развитие. Местной общественности публичный доклад дает представление об активности общеобразовательного учреждения в социуме, о его достижениях и достижениях обучающихся, а также раскрывает проблемы, требующие активного участия общественности. Для учредителя публичный доклад представляет более полную и адекватную информацию об общеобразовательном учреждении, об эффективность реализации его стратегии развития. Знакомство с публичным докладом, включение в процесс его обсуждения позволяет обучающимся осознать себя активными и равноправными участниками общественной жизни и деятельности общеобразовательного учреждения. Родители (законные представители) обучающихся УчредительОбучающиеся Социальные партнеры Местная общественность
Содержание Публичного доклада Изучение информационных потребностей целевых групп, позволит преодолеть существующие стереотипы восприятия, проявляющиеся при подготовке доклада ! Интересы целевых групп, их запрос на информацию Содержание Доклада, его структура
*Результаты исследования «"Разработка и продвижение механизмов общественного участия при формировании политики в сфере образования"» в 5 регионах РФ (НП «МАМСО) Как Вы думаете, если бы Вам предоставили полную информацию о деятельности школы, в которой учится Ваш ребенок, и Ваших правах и возможностях как родителя в ее управлении, это повлияло бы на активность Вашей позиции? %*
Основные вопросы при подготовке публичной отчетности ДЛЯ КОГО? КТО? ЧТО? КАК? ЗАЧЕМ?
«Аналитический документ должен быть не только прочитан, но и обсужден, но и обсужден, и понят » и понят » R.Bartle, 2001
20 Основные методические принципы подготовки Публичных Докладов: 1.Сопоставительный анализ 2.Анализ в динамике 3.Междисциплинарный комплексный анализ NB! Ориентация на целевую группу
21 Сопоставительный анализ
22 Анализ в динамике
23 Междисциплинарный комплексный анализ
Общие требования, предъявляемые к аналитическим документам Привлечь к нему внимание аудитории Привлечь к нему внимание аудитории Сформировать интерес аудитории к содержанию документа Сформировать интерес аудитории к содержанию документа Сделать текст доступным для аудитории, обеспечить понимание читателем содержания документа Сделать текст доступным для аудитории, обеспечить понимание читателем содержания документа Наглядность Информативность Понятность Наглядность Информативность Понятность
Ключевые моменты: ! 1) Структура, объем и общая логика доклада ! 2) Язык и стиль доклада ! 3) Оформление доклада
СТРУКТУРА, ОБЪЕМ И ОБЩАЯ ЛОГИКА ДОКЛАДА –Соответствие общего объема текста типу документа и поставленным целям –Наличие и обоснованность деления на разделы –Наличие и обоснованность деления на подразделы
СТРУКТУРА, ОБЪЕМ И ОБЩАЯ ЛОГИКА ДОКЛАДА –Адекватность отнесения информации к основному тексту или в приложение –Обоснованность наличия приложений –Соразмерность отдельных частей текста (разделов, подразделов, приложений)
СТРУКТУРА, ОБЪЕМ И ОБЩАЯ ЛОГИКА ДОКЛАДА –Логичность изложения текста (связь и последовательность отдельных разделов и подразделов) –Четкость изложения и аргументации внутри подразделов (на уровне абзацев) –Адекватность конкретики и детализации текста поставленным целям Доклада Отсутствие дублирования информации: –отсутствие повторов информации в тексте разных разделов, –отсутствие повторов данных в рамках одного раздела / подраздела –отсутствие дублирования информации в тексте и графиках/таблицах
ЯЗЫК И СТИЛЬ ДОКЛАДА –Простота и ясность языка для читателя –Грамотность языка, наличие редакторской и корректорской правки –Корректность использования терминов –Единство стиля, отсутствие отрывков с «чужеродным» стилем (стилем научных статей, ведомственных документов и т.д.) –Снижение до минимума специальной терминологии и аббревиатур непонятных читателю, обязательность их пояснения в сносках и ссылках –Наличие ссылок на используемую информацию (другие исследования, источники количественных данных; источники цитат, приведенных в качестве аргумента или констатации факта) –Уместность использования различных видов представления информации (в виде текста, графика, схемы, таблицы) с точки зрения обеспечения комфортного восприятия информации читателем
ОФОРМЛЕНИЕ ДОКЛАДА Таблицы понятность информации представленной в виде таблицы, наличие комментариев в тексте соответствие информации в тексте и в таблицах читаемость данных (величина шрифта, направление шрифта) правильное оформление заголовков и единиц измерения наличие ссылок в тексте на таблицу
ОФОРМЛЕНИЕ ДОКЛАДА Графики соответствие информации в тексте и в графиках понятность, информации представленной в виде графика, наличие комментариев в тексте читаемость данных (величина шрифта, направление шрифта, цвет и тон различных элементов графика) соответствие типа графика содержанию адекватность выбранной шкалы фактическому содержанию правильное оформление заголовков наличие наименования осей и единиц измерения наличие ссылок в тексте на график
ОФОРМЛЕНИЕ ДОКЛАДА Схемы уместность в тексте понятность, наличие комментариев в тексте Специальные средства работы с текстом выделение заголовков и подзаголовков колонтитулы врезки и «плашки» (фрагменты текста или краткие самостоятельные тексты, располагаемые на фоне или в рамке внутри основного текста)
Вместо заключения Публичный доклад не должен стать фетишем, он не наделен особым сакральным смыслом, НО он ни в коем случае не должен пасть жертвой профанации!