Лучший учебник русского языка
Многие годы дети бывшего Советского Союза, а затем и новой России постигали тайны родного русского языка по учебнику М. Л. Закожурниковой, Ф. Д. Костенко, Н. С. Рождественского и А. Н. Матвеевой И до сих пор, если этот учебник сохранился в семейных библиотеках, он становится настольной книгой для детей и их родителей В чём же секрет такого (более 30 лет) долгожительства? Попробуем разобраться
Школы в Советском Союзе обеспечивались учебниками централизованно. Ребёнок, приходя в школу обеспечивался полным комплектом учебной литературы Учебник русского языка был единым на всей территории страны. При переезде (даже в другую республику) обучение продолжалось по той же книге Учебник не менялся длительное время. Родители сами обучались русскому языку по этим учебникам и могли оказать помощь своим детям. Не оставались в стороне и бабушки с дедушками - ведь их дети тоже учились по этим книгам Обеспечение учебниками было бесплатным. Приходя в школу, ребёнок получал бесплатно полный комплект учебников Именно поэтому в нашей памяти с этим учебником связано ощущение надёжности, незыблемости, доступности, понятности
Оформление учебника выполнено в едином стиле, выверено и продумано (крупный шрифт; понятное, информативное структурирование материала) Рисунки выполнены в едином стиле. Они высокохудожественны. Учтены особенности восприятия младших школьников (яркость, точность иллюстраций; разбивка упражнений, заданий и нового материала; выделение правил и нового материала с помощью различных шрифтов; графичность)
Главное достоинство этих учебников – учёт уровня психического и физического развития учащихся. По этому учебнику ученик мог учиться САМ, без помощи родителей. Изучив в школе, под руководством учителя новый материал, домашнее задание ребёнок выполнял самостоятельно Авторы учебников не пытались вместить всё что они знают сами о русском языке в материал начальной школы, а заботились, прежде всего, о прочном усвоении знаний на основе логического построения учебного курса, тренировочных и творческих упражнений
Учебный курс имеет сквозное строение. Основные темы, изучаемые в начальной школе: Фонетика и орфоэпия Орфография и графика Грамматика (морфология (с составом слова и словообразованием) и синтаксис) Пунктуация Особой строкой можно выделить внимание к развитию речи учащихся и формированию умения выполнять творческие работы
Авторы учебника уделяли особое внимание воспитанию в подрастающем поколении: Чувства патриотизма Уважения к творческому наследию своего народа (произведения классиков, устное народное творчество) Высоких моральных качеств учеников Кругозора детей Формированию высокой самооценки на основе сформированной, как сейчас принято говорить, языковой компетенции
Нам необходимо помнить, что «Традиция – это живая, неразрывная связь образовательного опыта предшествующих периодов с настоящим, это творческое использование всего плодотворного, что было заявлено в минувшем, но не получило своей реализации или же, обгоняя время, не смогло быть реализовано в полной мере, хотя и сохраняло чрезвычайно перспективную, живительную силу. Истинно современное оказывается таковым, когда произрастает из прошлого.» (А. А. Плешаков)
Каким он будет – учебник русского языка для наших детей и внуков? Этого мы пока не знаем. Главное – чтобы он так же как и этот учебник русского языка хранился в наших семейных библиотеках и чтобы наши внуки, взяв его в руки сказали: «Это самый понятный учебник, который я видел!»