Тема : психолого – физиологические аспекты успешной адаптации учащихся при переходе со ступени начального общего образования – на основную. Цель: анализ обеспечения преемственности и перспективности как обязательного условия адаптации школьников к обучению в 5 классе. педагог - психолог МОУ СОШ 4 Суханова И. Н.
Любите детей такими, какие они есть педагог - психолог МОУ СОШ 4 Суханова И. Н.
- сменой социальной обстановки ; - изменением роли учащегося ; - увеличением учебной нагрузки ; - изменением режима дня ; - разностью систем и форм обучения ; нестыковкой программ начальной и основной школы ; - различием требований со стороны учителей - предметников ; - изменением стиля общения учителей с детьми. педагог - психолог МОУ СОШ 4 Суханова И. Н.
1. Умение учиться 2. Рефлексия 3. Планирование 4. Произвольность в поведении педагог - психолог МОУ СОШ 4 Суханова И. Н.
I. Время кризиса. Переход из начальной школы в среднюю Совпадение изменений. Привычка к контролю. На первом месте – форма. Начать сначала. Причины снижения успеваемости. II. Анализ диагностических исследований. Уровень тревожности. Диагностика межличностных отношений. Исследование познавательных интересов Итоги успеваемости учащихся 5 х классов в I четверти. педагог - психолог МОУ СОШ 4 Суханова И. Н.
III. Рекомендации нейропсихофизиологов для учителей, воспитателей и родителей. Нейропсихофизиология = психология + биология + медицина. ( Занимается изучением мозговых механизмов высших психических функций : восприятие, внимание, память, речь, мышление ). IV. Выступление : Классных руководителей 5 х классов. Зам. директора по УВР сш 4. Учителей начальных классов. Учителей – предметников. Представителей администрации нош 7. V. Обсуждение проекта решения консилиума. педагог - психолог МОУ СОШ 4 Суханова И. Н.
Цель : получить информацию, необходимую для выявления индивидуальных особенностей статуса школьника, состояние отношений в системе учитель - ученик, об эмоциональном состоянии ребенка в школе. педагог - психолог МОУ СОШ 4 Суханова И. Н.
Цель : определить положение испытуемого в системе межличностных отношений на этапе зарождения коллектива с дальнейшей коррекцией статуса Личности. педагог - психолог МОУ СОШ 4 Суханова И. Н.
Цель : дать предварительный анализ развития познавательных интересов педагог - психолог МОУ СОШ 4 Суханова И. Н.
кла сс Ко л- во Ру сск ий яз ык лит ера тура рит ори ка ма те ма тик а ист ор ия кра еве ден ие ест ест воз нан ие муз ыка ИЗ О Фи з- ра Ин фо р матиКа ритм ика Ин. язык Тех нол оги я 5А Б В педагог - психолог МОУ СОШ 4 Суханова И. Н.
Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному, но обязательно ЛЮБИТЬ. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время…. А если тогда он повторит в ваш адрес слова, что сейчас говорите ему вы? Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувственность и тревожность детей, особенно мальчиков. Не переучивайте левшу – дело не в руке, а в устройстве мозга. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за ЕГО успехи и достижения. Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, чего не заметили вы. Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. Но если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы – педагог или родитель, а не он. (К сожалению, мы любим тех, кого умеем научит). Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного. Никогда не забывайте, что мы ещё мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте – «НЕ НАВРЕДИ». педагог - психолог МОУ СОШ 4 Суханова И. Н.
Когда ребенок чему - то учится, в его мозгу работают восемь процессов, обеспечивающих восприятие понимание и запоминание материала. И если один или несколько из этих процессов работают плохо качество учебы мгновенно снижается. Новые знания, способность понимать, « как все в мире устроено », должны доставлять ребенку радость, укреплять его уверенность в собственных силах, тогда учеба превратится в « самоподдерживающийся процесс ». Но для этого ребенку должно быть легко ( или по крайней мере не слишком тяжело ) учиться. Процессы, обеспечивающие восприятие нового : 1. Внимание позволяет сосредоточиться на изучаемом предмете. 2. Память фиксирует новую информацию. 3. Речь воспроизводит информацию, помогает обсудить ее, углубить знания. 4. Пространственные и временные представления упорядочивают информацию. 5. Логическое мышление помогает осмыслить информацию, сделать выводы. 6. Воображение делает информацию более зримой. 7. Контроль над движениями помогает применить полученную информацию на практике. 8. Эмпатия помогает понять чувства других людей, учит жить в обществе. педагог - психолог МОУ СОШ 4 Суханова И. Н.
Работайте над точностью речи. Работайте над логичностью речи. Работайте над чистотой речи. Работайте над выразительностью и богатством речи. Работайте над уместностью речи. педагог - психолог МОУ СОШ 4 Суханова И. Н.
Используйте карты. Используйте карты. Используйте хронологические линии и таблицы. Используйте хронологические линии и таблицы. Проверяйте последовательности. Проверяйте последовательности. Последовательность действий при решении математических задач 1. Прочитай задачу, представь себе, о чем говорится в ней. Можно сделать для себя рисунок или схему. 2. Объясни, что означает в задаче каждое число. 3. Составь краткую запись условия или схему. 4. Прочитай вопрос задачи. Скажи, что надо знать, чтобы ответить на него ( нужно назвать данные - два числа ). 5. Есть ли эти данные в условии задачи ? ДА ( задача в одно действие ); ДА ( задача в одно действие ); НЕТ ( задача в несколько действий ): НЕТ ( задача в несколько действий ): выяснить, какие числа необходимо узнать ; выяснить, какие числа необходимо узнать ; выяснить, каким образом их можно узнать ; выяснить, каким образом их можно узнать ; составить план решения задачи по действиям. составить план решения задачи по действиям. 6. Реши задачу. 7. Проверь и запиши ответ. Стройте « широкие и детализированные » когнитивные карты. Стройте « широкие и детализированные » когнитивные карты. Давайте определения. Давайте определения. Используйте классификации. Используйте классификации. Используйте аналогии. Используйте аналогии. педагог - психолог МОУ СОШ 4 Суханова И. Н.
1. Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на вопросы. 2. Если что-то непонятно, не стесняться задать вопрос. 3. Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету. 4. Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснять значение незнакомых слов и выражений. 5. Научиться находить интересующую нужную информацию с помощью компьютера. 6. Трудный материал урока надо повторить в тот же день, чтобы сразу закрепить его и запомнить. 7. Выполняя домашнее задание, надо не просто думать, что надо сделать, а еще и решать, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться. 8. Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам. 9. Перед выполнением домашней работы нужно убедиться, что в дневнике записаны все задания. 10. Нужно решить, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них. 11. На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения со стола убираются уже использованные материалы, и кладутся те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету. 12. В процессе приготовления домашнего задания необходимо делать перерывы. 13. Изучая заданный материал, сначала надо его понять, а уже потом запомнить. 14. Перед выполнением письменной работы необходимо выучить все правила, Которые тебе могут пригодиться. 15. Читая учебник надо задавать себе вопросы по тексту. 16. Узнавая новые понятия и явления, надо связывать их по смыслу с уже известными ранее. 17. Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности, 18. Готовиться к сочинениям и докладам надо заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставлять такую ответственную работу на последний день. 19. Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков. 20. Надо составлять план устного ответа и проверять себя. педагог - психолог МОУ СОШ 4 Суханова И. Н.