О контроле качества образования в условиях введения новых образовательных стандартов и требований Скорогонова Светлана Алексеевна, начальник отдела контроля качества образования
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" Принят Государственной Думой 14 ноября 2007 года В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального, основного, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" Принят Государственной Думой 14 ноября 2007 года Федеральные государственные образовательные стандарты и требования являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования
Закон РФ «Об образовании» (Ст.28.1) К полномочиям РФ, переданным для осуществления органами государственной власти субъектов РФ относится: государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, принятие мер по устранению нарушений данных стандартов и требований, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным образовательным учреждениям, их учредителям, контроль за исполнением таких предписаний
Требования, зафиксированные ФГОС Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования: к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесс к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально- техническим и иным условиям к результатам освоения основных образовательных программ
Дошкольное образование Процесс стандартизации частично коснулся и системы дошкольного образования в виде федеральных государственных требований В настоящее время утверждены федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. 655). Примерные программы находятся в стадии разработки. ФГТ, в отличие от ФГОС, представляют собой совокупность 2-х групп требований: К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования К условиям её реализации. Исходя из этого, определены темы проверки учреждений дошкольного образования с привлечением аккредитованных экспертов: 1. Экспертиза основной общеобразовательной программы 2. Экспертиза нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность учреждения по реализации федеральных государственных требований 3. Оценка системы мониторинга освоения программы
Специальное (коррекционное) образование Экспертиза образовательной программы специального (коррекционного) образовательного учреждения (учебного плана, расписания занятий, коррекционно- педагогического сопровождения воспитанников) Оценка внутреннего контроля качества реализации программы специального (коррекционного) образовательного учреждения Дополнительное образование детей Экспертиза образовательной программы дополнительного образования Оценка внутреннего контроля качества реализации дополнительных образовательных программ
Состояние разработки и утверждения стандартов 1.ФГОС начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года ФГОС основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии доработки
Порядок введения ФГОС общего образования ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ВВЕДЕНИЕВВЕДЕНИЕ ПО МЕРЕ ГОТОВНОСТИ ШКОЛ П О С Л Е Д О В А Т Е Л Ь Н ОП О С Т У П Е Н Я М О Б Р А З О В А Н И Я Начальная школа с 2011 года Начальная школа с 2010 года Основная школа с 2015 года Основная школа с 2012 года Старшая школа с 2020 года Старшая школа с 2013 года Во всех школах Российской Федерации На основании критериев готовности
01 Марта 2011 года Министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что новые образовательные стандарты для старшеклассников, вызвавшие много споров и критики со стороны учительского и родительского сообщества, будут доработаны до конца текущего года "До тех пор, пока не будет достигнуто широкое общественное согласие, стандарты подписаны не будут По мнению Фурсенко, новый стандарт может претерпеть изменения, однако неизменными должны остаться такие его принципы, как профилизация и выделение приоритетных дисциплин в классах
10 марта 2011 года состоялось заседание группы мониторинга доработки проектов стандартов общего образования Совета Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам (группа МОН Совета по ФГОС) За истекший после 15 февраля 2011 года период поступило более 150 замечаний и предложений по доработке проекта ФГОС среднего (полного) общего образования. Одновременно был проведен анализ предложений и замечаний, которые содержались в СМИ и поступили от граждан-участников интернет- форумов по обсуждению проекта стандарта. В соответствии с техническим заданием группы мониторинга, составленным на основе поступивших замечаний и предложений, разработчиками учтено значительное количество замечаний и предложений:.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" Принят Государственной Думой 14 ноября 2007 года Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.
Алгоритм проведения проверок по контролю качества образования в учреждениях общего образования При осуществлении контроля за введением ФГОС устанавливается Исполнение требований к структуре основных образовательных программ: Соблюдение сроков перехода на новые образовательные стандарты Соответствие учебного плана учреждения базисному плану Выполнение инвариантной части базисного учебного плана Соответствие вариативной части учебного плана школы целям и направленности реализуемых образовательных программ Реализация индивидуальных учебных планов Наличие преемственности программ начального, основного и среднего (полного) общего образования Наличие и соответствие рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин установленным требованиям Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности Исполнение требований к условиям реализации основных образовательных программ: кадровым, материально-техническим, учебно-методическому обеспечению образовательного процесса Исполнение требований к результатам освоения образовательных программ: Качество подготовки обучающихся по предметам учебного плана (тестирование) Организация внутреннего контроля качества образования Организация итоговой (государственной) аттестации
ФГОС НПО и СПО Вопросы введения федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования обсуждены на коллегии Минобрнауки России 25 января 2011 года Утверждены и зарегистрированы Минюстом России: ФГОС НПОФГОС СПО
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" Принят Государственной Думой 14 ноября 2007 года Основные профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии
Алгоритм проведения проверок по контролю качества образования в учреждениях НПО и СПО Исполнение требований к структуре основных образовательных программ: Соблюдение сроков введения ФГОС Выполнение требований, предъявляемых к структуре основной профессиональной образовательной программы учреждения Наличие и соответствие рабочих программ дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей установленным требованиям Организация производственной практики по окончании изучения профессионального модуля Наличие программы учебной и производственной практики, календарного учебного графика и методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии, установление их соответствия нормативным требованиям Исполнение требований к условиям реализации основных образовательных программ: кадровым, материально-техническим, учебно-методическому обеспечению Учет, хранение, выдача и заполнение бланков документов государственного образца Исполнение требований к результатам освоения образовательных программ: Организация и функционирование системы внутреннего мониторинга качества образования (в том числе текущий контроль, промежуточная и государственная итоговая аттестация, фонды оценочных средств ) Качество подготовки обучающихся и выпускников: - оценка уровня освоения дисциплин (в ОУ НПО тестирование по дисциплинам общеобразовательного цикла и общепрофессионального цикла; для ОУ СПО – по дисциплинам общеобразовательного цикла, общего гуманитарного и социально-экономического цикла, математического и естественнонаучного цикла, а также по отдельным дисциплинам профессионального цикла) - оценка общих и общепрофессиональных компетенций