Фортепиано и его предшественники
Для того, чтобы понять, как правильно исполнять то или иное произведение, мало знать композитора, нужно представлять для какого инструмента он писал.
Произведения таких композиторов, как Куперен, Рамо, Дакен, Перселл, чьи произведения нередко встречаются в хрестоматиях по фортепьяно для ДМШ были написаны для клавесина, а потому имеют некоторые особенности звукоизвлечения.
В России еще с XVIII в. наибольшее распространение получило французское название инструмента клавесин (clavecin), но встречается, по преимуществу в музыкально-академической практике, и итальянское чембало (cembalo; известны также итальянские названия clavicembalo, gravicembalo). В музыковедческой литературе, особенно когда речь идет об английской музыке барокко, попадается без перевода английское название этого инструмента harpsichord.
У клавесина главная особенность звукоизвлечения состоит в том, что на заднем конце клавиши установлен, так называемый, прыгунок, в верхней части которого закреплено перышко. Когда музыкант нажимает клавишу, задний ее конец поднимается (поскольку клавиша представляет собой рычаг) и прыгунок идет вверх, а перышко щиплет струну. Когда клавиша отпускается, перышко проскальзывает беззвучно благодаря пружинке, которая позволяет ему слегка отклониться.
На клавесине все краски (тембры) и динамика (то есть сила звучания) заложены изначально в самом инструменте создателем каждого отдельного клавесина. Этим он в определенной степени схож с органом. На клавесине нельзя изменить звучание посредством изменения силы нажатия клавиши. Для сравнения: на фортепиано все искусство интерпретации заключено в богатстве туше, то есть в разнообразии способов нажатия или удара по клавише.
Чтобы избежать монотонности звучания, клавесинные мастера уже на ранней стадии развития инструмента стали снабжать каждую клавишу не одной струной, а двумя, естественно, разного тембра. Но вскоре выяснилось, что по техническим причинам больше двух комплектов струн для одной клавиатуры использовать нельзя. Тогда возникла мысль увеличить количество клавиатур. К XVII в. наиболее богатые в музыкальном отношении клавесины - инструменты с двумя клавиатурами. Клавесин. Веймарская книга чудес,1440 г.
На клавесине в период его блестящего расцвета (XVIIXVIII вв.) играли музыканты, владевшие всеми бытовавшими в то время клавишными инструментами, а именно органом и клавикордом. На континенте самобытными клавесинными школами были итальянская, французская и немецкая. Мы упомянем лишь трех главных их представителей - Франсуа Куперена, Доменико Скарлатти и Иоганна Себастьяна Баха.
Бах был истинным мастером клавесина. Но уже при жизни гениального творца клавесинной музыки клавесин стал сдавать свои позиции. В 1747 г., когда Бах посетил в Потсдаме короля Пруссии Фридриха Великого, тот дал ему для импровизации тему, и Бах, судя по всему, импровизировал уже на «пианофорте». Бах одобрил его звучание, хотя до этого фортепиано ему не нравилось. Моцарт в ранней юности еще писал для клавесина, но в целом его клавирное творчество обращено, конечно же, к фортепиано.
Почему же этот инструмент, обладавший столь долгой историей и столь богатым художественным наследием, был к концу XVIII в. вытеснен из музыкальной практики и заменен фортепиано? Ответ один: победа фортепиано над клавесином стала возможна в условиях коренной смены эстетических предпочтений. Эстетика барокко, уступила место сначала мирочувствованию сентиментализма, затем более сильному направлению - классицизму и, наконец, романтизму. Во всех этих стилях самой привлекательной и культивируемой стала, наоборот, идея переменчивости чувств, образов, настроений. И выразить это смогло фортепиано.