Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА - ДЕТСКИЙ САД 48 городского округа Тольятти Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Нормативно-правовая база Типовое положение о ДОУ (от 12 сентября 2008г. 666); Типовое положение о ДОУ (от 12 сентября 2008г. 666); Приказ Министерства образования и науки РФ «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (ФГТ) от г. 655; Приказ Министерства образования и науки РФ «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (ФГТ) от г. 655; СанПин 2010 от 22 июля 2010г. 91; СанПин 2010 от 22 июля 2010г. 91; СанПин 2010 изменения 1 к СанПин , СанПин 2010 изменения 1 к СанПин , от 20 декабря 2010г от 20 декабря 2010г Закон РФ «Об образовании» Статья 9, п К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования.
Кому адресованы ФГТ Основными пользователями федеральных требований являются: образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования, органы, осуществляющие управление в сфере образования; авторские коллективы, разрабатывающие общеобразовательные программы дошкольного образования (комплексные и по освоению отдельных образовательных областей) учреждения повышения квалификации; общественные организации, осуществляющие деятельность в сфере дошкольного образования.
Таким образом, ФГТ: Устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) всеми ОУ, имеющими государственную аккредитацию; ФГТ учитывают особенности реализации ООП ДО для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); Обеспечивают единое образовательное пространство РФ в условиях модернизации всех уровней образования;
На основе федеральных требований разрабатывается: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования
На сегодняшний день существующие общеобразовательные программы дошкольного образования перерабатываются в соответствии с ФГТ и должны пройти экспертизу. Доработаны, но не прошли экспертизу: Программа «От рождения до школы» под ред. Веракса (бывшая ПВиО под ред. Васильевой), «Радуга», «Из детства в отрочество», «Истоки». Примерная общеобразовательная программа Успех (Доронова, Ерофеева, Гризик и др.), концептуально новая, только проходит апробацию в семи регионах.
Образовательная деятельность осуществляется по образовательным областям Физическая культура Здоровье Безопасность Труд Познание Коммуникация Чтение художественной литературы Художественное творчество Музыка Социализация
Виды деятельности и включение в них образовательных областей. Двигательная деятельностьФизическая культура Музыкальная деятельность Музыка Изобразительная деятельностьХудожественное творчество Познавательно- исследовательская деятельностьПознание Здоровье Безопасность Игровая деятельностьСоциализация Речевая деятельностьКоммуникация Художественная литература Трудовая деятельностьТруд Театрализованная деятельностьХудожественное творчество Художественная литература
Комплексно – тематический принцип планирования Образовательная деятельность в различных видах деятельности Совместная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность Взаимодействие с семьей
Образовательная программа ДОУ состоит из 2 частей 1 обязательная часть программы, составляет 80 % всего объема материала 2 вариативной части, составляющая 20% объема всего материала ОП ДОУ. которую разрабатывает сам коллектив, и она отражает деятельность коллектива по приоритетному направлению работы ДОУ ( познавательно- речевое, художественно- эстетическое и т.д.)
Реализация образовательных областей Например, образовательная область Познание может решаться через двигательную деятельность, - познавательно-исследовательскую, коммуникативную. Интеграция различных областей и видов деятельности осуществляется в соответствии с задачами комплексно- тематического плана работы.
Образовательная деятельность Должна реализовываться не только в самой образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов, с учетом приоритетных видов детской деятельности, в каждом возрастном периоде. Продолжительность одной деятельности не должна превышать времени продолжительность занятия в данном возрасте детей.
Сюжетно-тематическое оформление образовательного процесса Занятие – путешествие (пример, сказочное путешествие в страну «Времена года», на «Северный полюс» и т.д.); Занятие – экспериментирование (дети знакомятся со свойствами разных вещей и экспериментируют с воздухом…); Занятие – проектирование решения проблемы (научное исследование); Занятие – экскурсия ;? Занятие – воспроизводящие прогулки на природу (в тот или иной сезон);
Занятие – дидактические игры (использование в содержании занятия нескольких д/и, связанных общим сюжетом); Занятие – развлечение (театрализованное занятие, совмещающее, например, психомоторное и музыкальное развитие); Занятие – посиделки (ознакомление дошкольников с народными праздниками например «Масленица» и приобщение к ним);
Занятие – посещение гостей ; Занятие – сказка (развитие детей посредством различных видов деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой сказкой или мультфильма); Занятие – прослушивание сказки ; Занятие – беседа (познавательная беседа);
Занятие с эмоциональным погружением (проводится в таких областях, как приобщение к физической культуре); Занятие – конкурс; Занятие – викторина.
«Работать по-старому нельзя, поэтому мы начинаем новое дело, которое принесет пользу детям и позволит нам самим работать творчески, делать открытия, а значит - расти в личностном и профессиональном планах!» Василевская Е.В., ФГОУ ДПО АПК и ППРО, г. Москва