Театр Под влиянием второй жены Натальи Нарышкиной и боярина А.С. Матвеева царь повелел завести при царском дворе «комедийную хоромину» 1672 г1672 г - основание театра при дворе царя Алексея Михайловича
Театральные храмины были построены в селе Преображенском, а затем и в Кремле. Актеры – иностранцы из Немецкой слободы Запись о расходах на доставку из Немецкой и Новомещанской слобод «камидиантов... в село Преображенское для комедийного действа» г.
Пердставление «Юдифи» на сцене Преображенского театра 24 ноября 1674 г. Гравюра А.С.Янова с рисунка М.В.Нестерова г
Первый спектакль: Сюжет: Сюжет: библейская история любви персидского царя Артаксеркса ко второй жене Есфири.Спектакли: «О блудном сыне» «Грехопадение Адама» « Давид и Соломон» Библейские сюжеты «Артаксерксово действо» - Иоганн Готфрид Грегори.
К концу XVII века появляются военные и светские сюжеты: «Малая комедия о Баязете» Сюжет: Сюжет: в основу легла история о Великом Тамерлане. Самоуверенный Баязет насмехается над доблестью Тамерлана. Между ними происходит срадение, в результате которого Баязет схвачен и посажен в клетку. Не в силах перенести унижение Баязет убивает себя.
Балет 1675 году – первый балет, главным действующим лицом которого стал Орфей Алексей Михайлович смущался от того, что при дворе устраиваются соблазнительные пляски по музыку, но его переубедили: при всех европейских дворах это принято
Музыка Совместно с театром и балетом зарождалась классическое профессиональное музыкальное искусство (народное, церковное). По приказу Алексея Михайловича из-за границы приглашались - флейтисты, гобоисты, скрипачи, органисты. профессиональный оркестр.Во второй половине XVII века при дворе возник – профессиональный оркестр.
Музыка дьяк В.ТитовПервый русский композитор – дьяк В.Титов положивший на музыку стихотворную псалтырь Симеона Полоцкого г - сконструирован первый нотный печатный станок1677 г - сконструирован первый нотный печатный станок и началось – нотопечатание.
Живопись XVII век зарождение русской светской живописи. Причины перехода от церковной к светской живописи: Новые научные открытия, разрушение религиозного сознания Гуманизм Сближение Русской и Западной культуры
Симон Ушаков В 22 года был принят в царские «жалованные» (то есть получавшие постоянное содержание) мастера Серебряной палаты ( ), т. е. пишет фрески, иконы, миниатюры, режет гравюры копия иконы Владимирской Божьей Матери
Похвала Владимирской иконе Божией Матери. Древо государства Российского
Богоматерь Елеуса Киккская 1668 дерево, темпера 130 х 76 Икона Симона Ушакова "Богоматерь Елеуса Киккская" происходит из местного ряда главного иконостаса церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве В левом нижнем углу иконы, под свитком, сохранилась подпись: "Лета господня [7176(1668)] писал Пимин Феодоров зовом Симон Оушаков". Надпись-название иконы "Елеуса Киккотисса" исполнена на греческом языке. На свитке у Христа греческая надпись: "Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя" (Ис. 61: 1–2).
Христос Великий Архиерей Написана для церкви Троицы в Никитниках. В Иконе впервые проступают элементы реализма (Например, автор передает реальную форму глаз – со слезничками и даже с ресницами)
1664 г. Был переведен в оружейную палату круг его деятельности расширился. Здесь он образовал целую школу иконописцев, Ушаков всегда пользовался милостями царя Алексея Михайловича и у него было огромное множество последователей. Симон Ушаков
Парсуна парсуны.В XVII векек появляются первые портреты которые стали называть – парсуны. Парсу́на (искажённое лат. persona личность, особа) Парсу́на (искажённое лат. persona личность, особа) синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания. Понятие «парсуна» в значении произведения переходного периода от иконописи к светской портретной живописи предложено И. М. Снегирёвым в 1854 году.Понятие «парсуна» в значении произведения переходного периода от иконописи к светской портретной живописи предложено И. М. Снегирёвым в 1854 году.
Парсуна Черты: по стилю, приёмам живописи парсуны не отличаются от икон выполняются на иконных досках с ковчегом пишется нимб вокруг головы персонажа портретное сходство условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие идентифицировать изображённого. персонажи - цари, князья, военачальники, церковные иерархи. во второй половине XVII века парсуна - пишется на холсте в технике масляной живописи.
Парсуна Ивана Грозного Парсуна Скопина-Шуйского Выполнены на липовых досках. Но на основах реализма, более-менее узнаваемые лица. Писались живописцами Оружейной палаты (С. Ф. Ушаковым, И. Максимовым, И. А. Безминым, В. Познанским, Г. Одольским, М. И. Чоглоковым и др.
Вывод: С переходом от Средевековья к новому времени культура стала освобождаться от незыблемого канона; творения писателей и художников обрели индивидуальные, личностные черты. Так в XVII век внешне еще верный традициям готовил культурный переворот Петровской эпохе.