Все художественные произведения – и музыки, и изобразительного искусства, и литературы, рождаются из единого источника. Источник этот сама жизнь! По-настоящему понять произведение искусства - значит проникнуться его содержанием, понять, на какой жизненной почве оно возникло и выросло. Литературные произведения часто являются источниками для создания музыкальных произведений. Связь музыки с произведениями изобразительного искусства значительно меньше, но эти связи безусловно существуют.
Сочиняя музыку композиторы часто обращаются к таким жанрам изобразительного искусства, как портрет, пейзаж, батальное полотно, орнамент, гравюра. Существуют музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину. И есть такие живописные понятия, в которых усилено музыкальное начало. Такие картины можно назвать звучащими.
И. Левитан «Вечерний звон»
И. Остроухов «Сивирко»
И.И. Шишкин. «Дождь в дубовом лесу»
К. Моне. «Домик рыбака на скалах»
А.Рылов «Зеленый шум»
Композитор Д. Кабалевский писал, что живописной музыкой обычно называют такую, которая на столько ярко и убедительно передает впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем словно бы видеть эти картины, а музыкальной живописью называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами, а можно выразить такой же поэтичной мелодией. Часто говорят о музыкальности, песенности русского пейзажа.
Есть множество картин, изображающих различных музыкантов – исполнителей и просто музыкальные инструменты. Эти произведения изобразительного искусства помогают нам «услышать» музыку этих картин, найти музыкальные сочинения, созвучные им, дают почувствовать стиль и почерк выдающегося Мастера, вступить в диалог с Художником любой эпохи. Композитора, поэта, живописца, писателя часто называют художником, мастером.
Ян ван Эйк «Поющие ангелы» 1430г.
Г. Доу «Скрипач» 1665г
Эдуард Моне «Флейтист» 1886г.
Караваджо «Лютнист»
Эдгар Дега «Оркестр Оперы»
Пабло Пикассо «Пианино»
Произведения изобразительного искусства зритель охватывает взглядом сразу, целиком, а литературные и музыкальные произведения разворачиваются перед ним во времени, их содержание раскрывается последовательно, постепенно. Только внимательно вслушиваясь в музыку, можно понять те мысли и пережить те чувства, которые выразил композитор.