Применение восстановительных технологий в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций, профилактике правонарушений.
Конфликт противоречие между конфликтующими сторонами непримиримая борьба эмоциональное напряжение
Отличие восстановительного подхода (ВП) от карательного карательныйвосстановительный преступле ние действие против государства, нарушение закона, абстрактная идея действие против другого лица и конкретного сообщества обществоабстрактно представлено государствомфактор, способствующий процессу восстановления наказаниеЭффективно: а) угроза наказания сдерживает от преступления б) наказание меняет поведение не изменяет поведение и нарушает связи, отношения между людьми пострадав шие находятся на обочине процессацентральные фигуры в процессе принятия решения правонару шитель определяется своими недостаткамиопределяется по способности произвести возмещение ущерба
Отличие восстановительного подхода (ВП) от карательного карательныйвосстановительный цельустановить вину, акцент на прошлом (совершил(а) ли он(А) это?) примирение/восстановление: решение проблемы, установление ответственности/ обязательства, акцент на будущем (что надо сделать?) ответстве нность правонару шителя определяется как его наказание принятие ответственности и выполнение действий по исправлению вреда. Возмещение ущерба как средство восстановления положения обеих сторон технологи я состязание в отношении сторон диалог и переговоры
Принципы восстановительного правосудия Исцеление жертвы. Основную роль играют чувства и потребности жертвы и разрешение ее проблем, возникших в результате конфликта Возмещение ущерба самим нарушителем. Активное участие самого нарушителя в возмещении причиненного ущерба (и поддержке других нужд жертвы). Активное участие сторон в разрешении ситуации. участники программы получают собственный опыт разрешения своих конфликтов и принимают решение. Для этого используются диалоговые формы работы. Включение сообщества в нормализацию отношений Поощряется участие в программе людей, которые могут оказать поддержку сторонам и помочь в их реабилитации.
Позиция ведущего программы не является, судьей, адвокатом или советчиком. нейтральный посредник (то есть не поддерживает ни одну из сторон), помогающий наладить конструктивный диалог между сторонами по поводу возможного разрешения ситуации.
Порядок работы ведущего в проведении восстановительной программы Предварительный этап (сбор информации) 1. Первый звонок «нарушителю» 2. Предварительная встреча с «нарушителем» 3. Первый звонок «пострадавшему» 4. Предварительная встреча с «пострадавшим» 5. Примирительная встреча 6. Отслеживание выполнения условий договора
Предварительная встреча с «нарушителем» (обидчиком) Цель: готовность «нарушителя» к исправлению ситуации и заглаживанию вреда Задачи: Установление доверительного контакта с «обидчиком». Прояснение видения «обидчиком» ситуации и ее последствий. Прояснение чувств «обидчика» по поводу произошедшей ситуации между сторонами конфликта. Поиск предложений по исправлению ситуации и заглаживанию вреда. Предложение об участии в примирительной встрече, объяснение хода и правил встречи.
Предварительная встреча с «пострадавшим» (жертвой) Цель: готовность «пострадавшего» к встрече с «нарушителем» Задачи: Установление доверительного контакта с «пострадавшим». Прояснение видения «пострадавшего» ситуации и ее последствий. Прояснение чувств «пострадавшего» и подготовка к тому, чтобы он рассказал о них «нарушителю». Поиск предложений и прояснение потребностей «пострадавшего» по исправлению ситуации и заглаживанию вреда. Предложение об участии в примирительной встрече, объяснение хода и правил встречи.
Примирительная встреча конфликтующих сторон Цель: организация диалога и принятие совместного решения сторон об исправлении ситуации Создание безопасной атмосферы для обеих сторон конфликта Прояснение видения ситуации сторонами. Обеспечение понимания и принятия сторонами чувств и мыслей участников встречи. Организация диалога без посредничества ведущего. Сбор предложений по исправлению ситуации и заглаживанию вреда. Заключение договора и выяснение условий выполнения договора Прощание.
Критерии, при которых конфликтная ситуация может быть рассмотрена службой Есть конфликт, его стороны известны Сторонам больше 10 лет. Стороны не употребляют наркотические вещества и психически здоровы; желательно, чтобы информация о ситуации не передавалась в другие структуры (педсовет, совет по профилактике, обсуждение на классном часе и т.п.). со времени конфликтной ситуации прошло не более 1-2 месяцев, поскольку иначе пережитые чувства начинают стираться. (Возможны исключения). Не рекомендуется брать ситуацию в тот же день, когда она произошла.
Программа примирения не предназначена: не является уникальным средством для всех случаев; не является воспитательным средством (тем более, после того, как все остальные уже были опробованы) – хотя определенные воспитательные эффекты обычно наблюдаются; не может гарантировать изменения человека, тем более за один-два дня; не может эффективно работать без связи с учителями, родителями и другим окружением подростков.