Проект Что такое счастье? Лазгиева Диана ученица 10 класса, филиала МБОУ СОШ 22, Владимирская область, г. Ковров Руководитель проекта: Чернышева Ольга.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Агеева Анна Ученица 4А МОУ-СОШ 1 р.п.Степное Советского района Саратовской области Кураторы работы Светлана Николаевна Волкова, Агеева Вероника Геннадиевна.
Advertisements

ПРОЕКТ «Зачем люди рисуют?» Проект выполнила: ученица 1 класса «Б» средней школы 5 Качеева Анастасия Руководитель проекта: учитель 1 категории Хоменко.
«ПЕНИЕ- ЗАЛОГ НАСТРОЕНИЯ?» «ПЕНИЕ- ЗАЛОГ НАСТРОЕНИЯ?» Работу выполнила : ученица 2 «В» класса МБОУ «СОШ 5» НГО ФЕОКТИСТОВА АННА ФЕОКТИСТОВА АННА Руководитель.
Работу выполнила: Гордеева Валерия 1Б кл Руководитель: Буреева Н.В. г. Куйбышев 2009 г.
Цель исследования: изучить историю книги и её значение. Задачи исследования: - Сравнить отношение к книге родителей и их детей; Узнать: - на каких книгах.
ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЁМ?.. Исследовательская работа МОУ СОШ 1 2 «в» класс Классный руководитель: Баймаганбетова Р.Б.
МОУ Невонская СОШ 6 Нашиимена Работу выполнила Работу выполнила Ученица 5 класса Ученица 5 класса Васенина Наталья Васенина Наталья.
Выполнила. Дорошкевич Е.П, уч-ца 10 кл,МБОУ СОШ с.Соколовка. ШНО «Новый век»
Цель нашего исследования: Значение вежливых слов и их влияние на взаимоотношения людей.
Конкурс «Читаем вместе в классе и семье» ИССЛЕДОВАНИЕ Тема: «Читающая семья. Связь поколений» Выполнила: Кузина Александра Алексеевна ученица 3 класса.
Исследовательский проект: Звезда по имени Солнце Автор проекта: ученик 2 класс Автор проекта: ученик 2 класс МОУ «Тюневская СОШ» МОУ «Тюневская СОШ» Хнычёв.
Классный час «Я и моя семья». Актуальные вопросы Что для тебя означает понятие семья? Какая семья считается счастливой? Требует ли жизнь в семье большого.
«МОЯ СЕМЬЯ» ТЕЛЕПЕРЕДАЧА. МОЯ СЕМЬЯ 7+ Я ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ? Семья – это много понятий разных, Семья - это будни, Семья – это праздник, Семья – это радость.
Выполнил ученик 5 класса Мельцов Максим, Руководитель Макарова Н.В., учитель английского языка и МХК. ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНЫХ НЕУДАЧ Исследовательская Работа.
Тема : Моя семья. Презентацию подготовил Леухин Вячеслав Ученик 1 Г класса.
Работу выполнила: Ученица 1 «В» класса МБОУ Лицея 3 Насибуллина Диана Научный руководитель: Учитель русского языка и литературы, классный руководитель.
О тех, кто всегда со мной рядом… Классный час 7 «А»
Моя семья! Выполнила: Новинская Софья ученица 1 А класса МОБУ СОШ 2.
Исследовательская работа «Как читают в нашей школе» Выполнила: Боровец Алина ученица 4а класса МБОУ СОШ 4 г. Салехард Без чтения нет настоящего образования,
Авторы: Алексеева Виктория Ученица 8 «В» класса Руководитель: Распутина Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы Слова вежливости в нашей.
Транксрипт:

Проект Что такое счастье? Лазгиева Диана ученица 10 класса, филиала МБОУ СОШ 22, Владимирская область, г. Ковров Руководитель проекта: Чернышева Ольга Геннадьевна учитель 1 категории

Цель проекта – изучение понимания и значения слова «счастье». Объект исследования – смысл и значение слова «счастье». Предмет исследования – понимание значения слова «счастье» у учащихся 4 класса и у взрослых. Задачи проекта: провести опрос; проанализировать понимание слова «счастье» у учащихся 4 класса; проанализировать понимание слова «счастье» у взрослых; рассмотреть толкование и этимологию слова «счастье»; рассмотреть слово «счастье» в орфоэпическом словаре; рассмотреть значение и употребление слова «счастье» в толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля; сделать выводы. Методы исследования: опрос, изучение специальной литературы, анализ и обобщение результатов. Гипотеза. Смысл слова «счастья» учащиеся 4 класса и взрослые понимают, но не могут объяснить его происхождение и значение.

Очень часто в поздравительных открытках наряду с различными пожеланиями пишут такие слова: «Желаю счастья!» или «Будьте счастливы!». Я не понимала значения этих выражений, но они мне очень нравились, чувствовалась какая-то загадочность в слове «счастье». Сама я рассуждала так: счастье – это когда в семье или друзей происходит что- нибудь хорошее. На день рождения своей маме я подписала открытку и закончила поздравление словами: «Желаю щастья!». Мама улыбнулась, прочитав мое поздравление, и сказала: «Щастье, ты, мое!». После этого я еще больше задумалась о слове «счастье»: что означает это слово? как оно появилось в русском языке? Почему мы пишем: «Счастье», а произносим: «Щастье».

Маме, бабушке, дяде, старшему брату и старшим сестрам я задала вопрос: «Что такое счастье?» и выслушала очень интересный ответ. Моя семья Затем я спросила у подружек, у девочек, живущих на моей улице, у одноклассников и у взрослых. Мои одноклассники Все мне отвечали по-разному, но встречались и очень похожие трактовки понимания слова «счастье». В своей исследовательской работе я решила выяснить, что же такое счастье и что означает слово «счастье». Мои старшие сестры

У нас в классе вместе со мной 11 человек. Я каждому раздала листочки и попросила дать ответ на вопрос «Что такое счастье?». Для удобства анализа я ответы ровесников разместила в таблице 1. Таблица 1. Ответы учеников 4 класса на вопрос: «Что такое счастье?» ИмяОтветы на вопрос 1АлисаСчастье – это когда все хорошо 2ДимаСчастье – это радость 3ЖамиляСчастье – это когда человек радуется, что у него все хорошо 4МаксимСчастье – это радость 5МамедСчастье – это когда люди радуются. Вот что значит счастье 6НастяСчастье – это когда человек радуется 7ЛазгиСчастье – это когда у тебя все получается. 8РузанаСчастье – это когда твои дела хорошо складываются 9ТайфурСчастье – это когда у человека все хорошо и от этого ему радостно становится 10ШамамСчастье – это радость Анализируя ответы своих одноклассников, я сделала вывод, что счастье у большинства четвероклассников (7 человек) ассоциируется со словом «радость». Остальные ребята (3 человека) счастье связывают с успешностью (когда все получается, все хорошо складывается).

Продолжила я свой опрос среди родственников. Опросила 9 человек. Результаты опроса среди взрослых родственников представила в таблице 2. Степень родстваОтветы на вопрос 1МамаСчастье – это радость, улыбка, жизнерадостность. Без счастья человек не может жить 2ПапаСчастье – это то, чему человек очень часто радуется. Без этого человек не может жить 3БабушкаСчастье – это когда ты любишь, и тебя любят 4ДедушкаСчастье – это счастье и любовь 51 дядяСчастье – это когда все на свете здоровы 62 дядяСчастье – это самое лучшее, что есть на земле. Потому что мы любим и будем любимы 7Старший братСчастье – это радость, без чего человек не может жить 81 старшая сестраСчастье – это радость и любовь 92 старшая сестраСчастье – это когда тебя любят твои родители и друзья; когда сам любишь. От этого вокруг становится хорошо Таблица 2. Ответы взрослых на вопрос: «Что такое счастье?» Анализируя ответы взрослых, я отметила, что 4 взрослых человека (мама, папа, старший брат, 1 старшая сестра), как и мои одноклассники, связывают понимание слова «счастье» со словом «радость». Один из опрошенных взрослых (1 дядя) понимает счастье как здоровье всех людей. Я выяснила, что 5 взрослых: бабушка, дедушка, 2 дядя, старшие сестры, вкладывают в понятие о счастье еще и любовь, при этом подчеркнули «без этого человек не может жить».

Сопоставляя результаты опроса учащихся 4 и взрослых, можно сделать вывод: слово «счастье» четвероклассники и взрослые в основном ассоциируют со словом «радость». Чтобы понять истинный смысл и значение слова «счастье» я взяла словари. В школьной библиотеке есть «Универсальный словарь по русскому языку». В универсальный словарь входят толковый словарь, этимологический словарь, орфоэпический и другие. В толковом словаре на стр. 947 о слове «счастье» говорится: «Счастье, - я. 1. Чувство и состояние полного высшего удовлетворения. Стремление к счастью. 2. Успех, удача. Во всем счастье кому-нибудь». Объяснение толкового словаря помогло мне разобраться в ответах учащихся 4 и взрослых. Счастье – это чувство, к которому стремится человек. Не случайно некоторые взрослые отметили, что без счастья человек не может жить. Каждый человек стремится к счастью. Радостное событие в жизни человека – это тоже счастье. Несколько ребят из 4 класса подчеркнули: счастье – это когда хорошо складываются дела, все получается. Второе значение слова «счастье» в словаре толкуется как успех, удача. Таким образом, смысл слова «счастья» учащиеся 4 класса и взрослые понимают, но не могут объяснить его.

Для того, чтобы узнать происхождение слова «счастье» я обратилась за помощью к этимологическому словарю. На странице 1156 данного словаря говорится: «Счастье образовано от слова «часть». Приставка -с имеет значение «хороший». По всей видимости, изначальное значение «хорошая часть». Ср. доля, участь». Благодаря этимологическому словарю я узнала происхождение слова «счастье». Мне было особенно радостно сделать еще один вывод: мои одноклассники, отвечая на вопрос «Что такое счастье?» не знали о том, что приставка –с в русском языке имеет значение - хороший. Но 4 человека из 10 написали: счастье – это «когда все хорошо», «человек радуется, когда у него все хорошо», «когда у человека все хорошо», «когда дела складываются хорошо». Эти ребята интуитивно ухватили значение слова «хороший». В орфоэпическом словаре на стр. 651 я узнала, как правильно произносить слово «счастье» в устной речи: «Счастье. Произн. [ща]стье». Теперь мне стало понятно, почему в открытке маме я написала «щастье» вместо «счастья». Написание и произношение данного слова не совпадает.

В школьной библиотеке не было словаря В.И. Даля, поэтому я обратилась к Интернету. Ввела в поисковик «Словарь В. Даля». В электронной версии словаря я нашла объяснение значения и употребление слова «счастье»: «СЧАСТЬЕ (со-частье, доля, пай) ср. рок, судьба, часть и участь, доля». Помимо этого у Владимира Ивановича я нашла интересные пословицы с этим словом. Особенно мне понравились следующие: Счастье дороже ума и богатства; Не родись ни хорош, ни пригож, родись счастлив; Со счастьем на клад набредешь, без счастья и гриба не найдешь; Всякому свое счастье, в чужое счастье не заедешь; Счастье в нас, а не вкруг да около.

Выводы 1. Анализ понимания слова «счастье» у учащихся 4 класса показал, что ребята ассоциируют слово «счастье» со словом «радость», связывают с успешностью в делах. 2. Анализ понимания слова «счастье» у взрослых показал, что они связывают это слово с радостью, любовью, здоровьем; указывают о невозможности человеку жить без счастья. 3. Большинство учащихся 4 класса и взрослые «счастье» понимают как радость. 4. Исследование подтвердило гипотезу о том, что смысл слова «счастье» учащиеся 4 класса и взрослые понимают, но не могут объяснить его происхождение и значение. Практические результаты 1. В процессе исследования я выяснила понимание слова «счастье» у учащихся 4 класса и взрослых. 2. Узнала токование, этимологию (происхождение), правильное произношение слова «счастье». 3. Рассмотрела значение и употребление слова «счастье» в словаре В.И. Даля. 4. Результаты исследования были представлены одноклассникам на классном часе. 5. Результаты исследования можно применять на уроках предметов «русский язык» и «литературное чтение». 6. В дальнейшем я планирую провести исследования: «Употребление слова «счастье» в пословицах», «Употребление и понимание слова «счастье» в современной русской литературе».

Список литературы Универсальный словарь по русскому языку. – Спб.: Весь, Интернет-ресурсы: Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля (он-лайн) //