Новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : концептуальные подходы и методологическая основа. Романова Т. Т., начальник Управления дошкольного и общего образования МОМО
« Ребенку должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества » Декларация прав ребенка
Назначение стандартов 1. Инструмент организации и координации системы образования, ориентир ее развития и совершенствования, критерий оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования ; 2. Средство обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней в условиях перехода к непрерывной системе образования ;
Назначение стандартов 3. Фактор регулирования взаимоотношений субъектов системы образования ( учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения ), с одной стороны, и государства и общества с другой 4. Ориентир создания современной инфраструктуры образования
Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, представляет собой совокупность трех систем требований к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения, к условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.
Структурные компоненты ФГОС Базисный образовательный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации является важнейшим нормативным документом, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеучебной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам, опираясь на опыт, практику и традиции отечественной и мировой школы, а также выступает в качестве внешнего ограничителя при расчете бюджетного финансирования. В структуре Базисного образовательного плана выделяется три раздела : инвариантная часть, вариативная часть, а также предусмотрена внеурочная деятельность учащихся, осуществляемая во второй половине дня.
Структурные компоненты ФГОС Примерные ( базисные ) учебные программы по предметам призваны обеспечить возможности вариативной реализации содержания образования, их положения имеют ориентирующий и некатегоричный характер. Базисные учебные программы дополняются программами развития универсальных учебных действий, которые призваны регулировать различные аспекты освоения метапредметных умений.
Структурные компоненты ФГОС Система гигиенических требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ отражает требования системы здравоохранения к организации образовательного процесса, разработанные с учетом данных о состоянии здоровья учащихся. Гигиенические требования в части учебной нагрузки должны допускать дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, характера учебных предметов и видов деятельности, используемых при обучении.
Структурные компоненты ФГОС Система оценки достижения требований стандарта отражает целевые установки функционирования и развития системы общего образования ; в качестве объекта системы оценки определяет качество образования в широком его понимании.
Структурные компоненты ФГОС Система требований к учебно - материальной базе пакет нормативных документов, регламентирующих создание информационно - предметной среды обучения и жизнедеятельности образовательного учреждения с учетом достижения целей, устанавливаемых государственным образовательным стандартом. Он содержит перечни рекомендуемой учебной литературы и учебного оборудования, а также требования к оснащению учебных и административных помещений общеобразовательных учреждений.
Структурные компоненты ФГОС Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ : представляют собой описания целевых установок общего образования, выделенных на основе согласования потребностей личности, общества и государства в общем образовании характеризуют планируемые результаты общего образования, определяют их основную направленность, особенности формата и содержания структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты
Структурные компоненты ФГОС Требования к структуре основных общеобразовательных программ представляют собой описание совокупности организационно - педагогических условий реализации образовательного процесса. Включают указания на состав образовательных программ начального общего, основного общего и полного среднего образования, рамочное описание их базовых компонентов, а также требования к соотношению частей основной образовательной программы и к их объему, в том числе к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Структурные компоненты ФГОС Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ представляют собой интегральное описание совокупности условий, необходимых для реализации основных образовательных программ, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения общего образования : кадровое обеспечение, финансово - экономическое обеспечение, материально - техническое обеспечение, учебно - материальное обеспечение, информационное обеспечение.
Структурные компоненты ФГОС Универсальные учебные действия - в широком значении термин означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося ( а также связанных с ними навыков учебной работы ), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Образовательный стандарт По своему юридическому статусу образовательный стандарт это система требований к результатам общего образования, его содержанию и условиям осуществления на всей территории Российской Федерации. Стандарт определяет стратегию социального проектирования и конструирования системы образования на основе системно - деятельностного подхода, при котором результатом обучения является личностное развитие человека, отвечающее потребностям современного общества.
В контексте системно - деятельностного подхода сущностью образования как ведущего канала социализации является приобщение человека в процессе осуществления совместных целенаправленных действий к знаниям, ценностям, традициям, выработанным в ходе человеческой истории
Основные положения системно - деятельностного подхода как методологической основы ФГОС нового поколения 1. Ключ к пониманию природы личности – не в самом индивиде, а в той системе целенаправленной деятельности, в которую он включается и внутри которой осуществляется его развитие и функционирование, его жизнь.
Основные положения системно - деятельностного подхода как методологической основы ФГОС нового поколения 2. Разделенные совместные действия ребенка со взрослым и сверстниками порождают образ мира, обеспечивающий решение широкого круга жизненных задач.
Основные положения системно - деятельностного подхода как методологической основы ФГОС нового поколения 3. На каждом этапе развития личности ребенка выделяется ведущая деятельность, определяющая индивидуальные особенности личности в конкретном возрасте.
Основные положения системно - деятельностного подхода как методологической основы ФГОС нового поколения 4. Процесс социализации, осуществляемый посредством включения ребенка в систему целенаправленных деятельностей, приводит к усвоению исторически сформировавшихся социальных норм, ценностей, способностей и способов поведения человека.
Основные положения системно - деятельностного подхода как методологической основы ФГОС нового поколения 5. Проектирование стандарта общего образования и определение структуры примерных образовательных программ с позиций системно - деятельностного подхода должно вестись с учетом четырех планов анализа целенаправленной деятельности, порождающей образ мира : мотивационно - ценностный, целевой, операциональный и ресурсный планы анализа.
Основные положения системно - деятельностного подхода как методологической основы ФГОС нового поколения 6. В контексте системно - деятельностного подхода знания, умения и навыки рассматриваются как производные от целенаправленных учебных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в процессе целенаправленной деятельности. Качество усвоения знаний определяется многообразием универсальных целенаправленных действий.
Основные положения системно - деятельностного подхода как методологической основы ФГОС нового поколения 7. В системно - деятельностном подходе формирование компетентностей личности осуществляется по схеме « компетенция – деятельность – компетентность », а компетентность определяется как « знание в действии », проявляющаяся в способности применять усвоенные знания и навыки для достижения эффективного результата деятельности.
Основные положения системно - деятельностного подхода как методологической основы ФГОС нового поколения 8. Системно - деятельностный подход к образованию позволяет осуществляеть интеграцию компетентностного подхода и подход, основанный на знаниях, умениях и навыках, так называемых ЗУНах.
Спасибо за внимание !