урок объяснения нового материала урок «открытия» знаний учениками
1) Знакомы ли Вам термины «проблемный урок» и «традиционный урок»? Сформулируйте цель каждого. 2) Подумайте, проблемный или традиционный урок предпочтительнее проводить в начальной школе. Какому уроку отдадите предпочтение Вы? 3) Попробуйте назвать несколько преимуществ проблемного урока перед традиционным. 4) В чём главное отличие проблемного и традиционного урока? 5) С чего должен начинаться проблемный урок?
Лоренц Питер
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОБЛЕМНЫЙДИАЛОГ этап формулирования темы урока или вопроса для исследования этап формулирования нового знания ДИАЛОГ
ДИАЛОГ ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОБУЖДАЮЩИЙПОДВОДЯЩИЙ ученики осознают противоречие и формулируют проблему учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы отдельные стимулирующие реплики
Система вопросов для побуждающего диалога: Вы смогли выполнить мое задание? (Побуждение к осознанию противоречия). Почему это задание не получилось? Что мы не знаем? Так какая будет тема нашего урока? (Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока). Как здорово, а как еще можно сказать? (принятие неточной формулировки). Как ещё можно сказать?
ДИАЛОГ ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОБУЖДАЮЩИЙПОДВОДЯЩИЙ ученики осознают противоречие и формулируют проблему учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы отдельные стимулирующие реплики система вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы система посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят учеников к формулированию нового знан ия
ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКИЙ УРОК ПОСТАНОВКАУЧЕБНОЙПРОБЛЕМЫ ПОИСКРЕШЕНИЯПРОБЛЕМЫ тему урока или вопрос для исследования интерес к новому материалу, познавательная мотивация «открытие» нового знанияподлинное понимание учениками материала
Способы реагирования на ответы учащихся: поддерживающий кивок головой слово «так» побудить учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?». (мысль ученика услышана и принята к сведению)
Урок изучения нового материала, причем на содержании любого предмета, любой системы и любой образовательной ступени. На каком уроке уместна технология проблемного диалога?
МетодыПроблемно-диалогические Постановка проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Поиск решенияПобуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог Подводящий к знанию диалог Традиционные Сообщение темы Сообщение знания
Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы 1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. -Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? Выбрать подходящее: - Какой возникает вопрос? -Какая будет тема урока? 2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал -Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили? -Почему так получилось? Чего мы не знаем? 3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. -Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ
Построен как система посильных вопросов и заданий, подводящих учащихся к открытию мысли, логически продуман до своего завершения, и, следовательно, направлен на развитие…… Подталкивает мысль ученика отдельными вопросами и побудительными предложениями, развивает его ….. мышление Диалог Подводящий к темеПобуждающий
Технология проблемно- диалогического обучения является: результативной здоровьесберегающей общепедагогической обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий; позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний; реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.
1. Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке. Навязывание своего мнения, обилие дисциплинарных замечаний, авторитаризм. 2. Отсутствие внимания учителя к ребёнку (улыбка, обращение по имени, физический и зрительный контакт.) 3. Закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые вообще отвечать не нужно. 4. Неумение учителя быть хорошим слушателем. Слушание часто бывает критическим: недослушивание, перебивание, негативная оценка услышанного.
а) снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми; б) восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать и принять мнение ребёнка; в) владение педагогом технологией организации предметного диалога.
- ни одна из реплик не должна остаться без ответа; - учебный диалог ограничен во времени; - если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний; - учебный диалог требует полных ответов; - учебный диалог требует предварительной подготовки.
Пример проблемной ситуации (задание с затруднением) Задание на сложение дробей (не изучали) 2/4 + 1/4 = ? «Математика», 4 класс Разные результаты (не знают правила): Ответы: ¾ или 3/8 ! Что-то не так… А мы умеем складывать дроби (осознание затруднения)? Какая у нас сегодня цель урока? УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Научиться складывать дроби! РЕШЕНИЕ: АЛГОРИТМ / ПРАВИЛО СЛОЖЕНИЯ ДРОБЕЙ