Обеспечение успешности различных интеллектуальных операций
Предмет «Математика» направлен прежде всего на развитие познавательных универсальных учебных действий. Именно этому учит «использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений», «овладение основами логического и алгоритмического мышления»
Познавательные учебные действия Общеучебные действия Логические учебные действия Постановка проблемы Решение проблемы
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; определение основной и второстепенной информации постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Пирамида обучаемости ЛЕКЦИЯ (монолог учителя) ЧТЕНИЕ (самостоятельное) АУДИО-ВИДЕООБУЧЕНИЕ ПОКАЗ (демонстрация) ДИСКУССИОННАЯ ГРУППА (обсуждение учащимися в малой группе) ПРАКТИКА В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧЕНИЕ ДРУГИХ (ребёнок обучает ребёнка) 5% 10% 20% 30% 50% 75% 90%