О проблемах историко- обществоведческого образования на современном этапе Поиск путей решения
Проблема 1. Современный учитель и государственная стратегия в развитии исторического и обществоведческого образования: Деидеологизация Отсутствие системы координат «Трудности» в интерпретации исторического процесса
В чем причины? Концентрическая структура ? Линейная структура?
Авторитетное мнение Как трудно общество создать! Оно готовилось веками. Гораздо легче разрушать Безумству с детскими руками. Не замышляйте новых бед, В сём мире совершенства нет. Н. М. Карамзин
Модель выпускника «Человек обучаемый (способный учиться) сегодня нужен обществу (и самому себе) в большей степени, чем человек обученный. Знать сегодня означает, в сущности, знать, где это есть и как это знание извлечь и применить» (Е. Вяземский)
Проблема 2. Традиции и современные подходы и образовательные технологии в преподавании истории и обществознания: Компетентностный подход Деятельностный подход
Проблема 3. Проблема систематичности в изучении истории и обществознания: История России Всеобщая история История Россия и мир Модульные курсы Обществознание (1990-е)
Проблема 4. Проблема выбора новых УМК по истории и обществознанию, включенных в федеральный перечень: –научность –системность –доступность –деятельность –объективность
Из учебного пособия нового поколения «СССР был и остался очень «простым» обществом, он не смог выйти на новый уровень общественной сложности, не решился так изменить свою общественную организацию, чтобы превратить знание в главную материальную силу экономики и социума. Эту задачу приходится решать уже новой России, возникшей в результата распада СССР». Поляков Л. В., Фёдоров В. В. и др. Обществознание: Глобальный мир в ХХI веке: 11 кл. Книга для учителя. – М.: «Просвещение», – С. 200.
Работа с понятиями Абсолютизм – форма западноевропейских монархий в ХVI – ХVIII вв. Там же. – С. 64. Инновационная революция начала ХХ в. Там же. – С События 1136 г. в Новгороде – «революция». Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. Россия и мир. Учебник для 10 кл. – М.: «Просвещение», – С. 129.
Проблема 5. Мониторинг качества исторической и обществоведческой подготовки учащихся: подготовка подготовка к предметным к ЕГЭ олимпиадам
Внимание: некорректно! А 1. Позже других событий произошло: 1) начало реформ патриарха Никона; 2) принятие Русью христианства; 3) сражение на реке Калке; 4) начало княжения Рюрика в Киеве. Единственные реальные варианты заданий для подготовки к ЕГЭ по истории // Федеральный центр тестирования МО и науки РФ. – М., – С. 75.
Рекомендовано Министерством! Пример задания, рекомендованного для школьного и муниципального этапов Олимпиады школьников по праву: Отметьте один или несколько вариантов правильных ответов на вопрос: Правовой обычай – это: А) форма права; ? Б) источник права; В) обязательная для применения норма права. Володина С. И. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по праву в 2009/2010 учебном году. – М., – С. 8. Правильный ответ - Б (за любой другой ответ – 0 баллов )
Рекомендовано Министерством! Отметьте один или несколько вариантов правильных ответов на вопрос: Источником права в РФ не является: А) правовой обычай; ? Б) юридический прецедент; В) закон; Г) нормативно-правовой акт; Д) подзаконный акт. Там же. – С. 16. Правильный ответ - Б (за любой другой ответ – 0 баллов)
Проблема 6. Воспитательный потенциал историко- обществоведческого образования: Воспитание историей «Если начать рассказывать детям только о том, как всё хорошо, они нас «вынесут» из аудитории, и в этом главная сложность работы преподавателя общественных наук» (А. М. Кондаков)
Возможные пути решения проблем: Разработка региональной стратегии развития историко-обществоведческого образования Разработка и популяризация ежегодных методических рекомендаций о преподавании истории и обществознания на территории области Введение единого учебного курса «История» Мониторинг профилизации старшей школы Создание региональной системы поддержки олимпиадного движения
Возможные пути решения проблем: Привлечение учительского корпуса к разработке образовательных программ, элективных курсов, олимпиадных заданий ФГО стандарты 2004 г. и содержательное ядро стандартов второго поколения: отбор содержания историко-обществоведческого образования в рамках перехода к компетентностной парадигме Реализация воспитательного потенциала истории и обществознание через интеграцию учебной и внеурочной деятельности.