1 СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К МЕНЕДЖМЕНТУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Кочетов Александр Иванович, начальник управления стратегического развития МИСиС, профессор
2 Традиционные механизмы менеджмента ОУ: государственная аттестация государственная аккредитация ВУЗов и образовательных программ образовательный стандарт ОУ, включающий три компонента – федеральный, региональный, ВУЗовский; комплексная программа развития ВУЗа; рейтинги подразделений (институтов, факультетов, кафедр), рейтинги преподавателей и студентов; аттестация и самоаттестация подразделений и др.
3 Каждое ОУ имеет свою систему практической реализации механизмов гарантии качества образования, причем, построенную по своим принципам. В таких случаях отсутствуют единые принципы построения и организации функционирования системы управления качеством в ОУ, отсутствует ее «прозрачность» для партнеров, особенно зарубежных. Традиционные механизмы менеджмента ОУ
4 единого образовательного пространства Глобализация всех процессов мировой экономики, активное участие всех стран мира в международном производстве товаров и услуг требует создания единого образовательного пространства. В условиях открытого информационного общения и освоения новейших информационных технологий российские ОУ неизбежно будут интегрироваться с мировым научно-образовательным сообществом. Болонский процесс Реальным проявлением стремления разных стран к интеграции в мировом образовательном пространстве является Болонский процесс, участником которого является и Россия. С целью содействия европейскому сотрудничеству в области гарантии качества высшего образования вовлеченных в этот процесс заинтересованных сторон учреждена Европейская сеть (Ассоциация) организаций гарантии качества (ENQA) в сфере высшего образования. ENQA –организация, координирующая работу по обеспечению качества высшего образования в рамках Болонского процесса. Мировое образовательное пространство
5 Тенденции мирового образовательного пространства Первоначальным условием вхождения отечественной профессиональной школы в мировое образовательное пространство является создание в каждом ОУ системы менеджмента предоставления образовательных услуг, соответствующей международным требованиям
6 Принципы всеобщего управления на основе качества (TQM) ПРИНЦИП 1 Ориентация на потребителя ПРИНЦИП 8 Взаимовыгодные отношения с поставщиками ПРИНЦИП 4 Процессный подход ПРИНЦИП 5 Системный подход к менеджменту ПРИНЦИП 7 Принятие решений, основанное на фактах ПРИНЦИП 6 Постоянное улучшение ПРИНЦИП 2 Лидерство руководителя ПРИНЦИП 3 Вовлечение работников
7 Общепринятыми критериями соответствия менеджмента ОУ международным правилам являются принципы Всеобщего управления на основе качества (TQM), положенные в основу: Критериев самооценки системы менеджмента в соответствии с моделью Совершенствования бизнеса Европейского Фонда управления качеством (ЕФУК) Требований международных стандартов ISO серии Современные подходы к менеджменту ОУ
8 Принцип 1 – Ориентация на потребителя Применение принципа требует: осознание всех потребностей и ожиданий потребителей, включая качество продукции, режим поставки, цену и т.д. осознание всех потребностей и ожиданий потребителей, включая качество продукции, режим поставки, цену и т.д. обеспечение сбалансированного подхода к запросам потребителей и потребностям других заинтересованных сторон (владельцев, поставщиков, регионов и общества в целом) обеспечение сбалансированного подхода к запросам потребителей и потребностям других заинтересованных сторон (владельцев, поставщиков, регионов и общества в целом) доведение этих потребностей и ожиданий до всего персонала организации доведение этих потребностей и ожиданий до всего персонала организации измерение удовлетворённости потребителей и корректирующие действия измерение удовлетворённости потребителей и корректирующие действия управление взаимодействием с потребителями управление взаимодействием с потребителями Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
9 Принцип 2 – Лидерство руководителя Применение принципа требует: демонстрации приверженности качеству собственным примером демонстрации приверженности качеству собственным примером понимания и реагирования на внешние изменения понимания и реагирования на внешние изменения ориентации на потребности всех заинтересованных сторон ориентации на потребности всех заинтересованных сторон четкого определения прогноза развития ОУ четкого определения прогноза развития ОУ обеспечения атмосферы доверия и работы без страха обеспечения атмосферы доверия и работы без страха обеспечения персонала необходимыми ресурсами и свободы действия в рамках ответственности обеспечения персонала необходимыми ресурсами и свободы действия в рамках ответственности инициирования, признания и поощрения вклада людей инициирования, признания и поощрения вклада людей поддержка открытых и честных взаимоотношений поддержка открытых и честных взаимоотношений обучения и «выращивания» работников обучения и «выращивания» работников установления смелых целей и применения стратегии для их достижения установления смелых целей и применения стратегии для их достижения Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач ОУ.
10 Принцип 3 – Вовлечение работников Применение принципа требует от персонала: принятие инициативы и ответственности в решении проблем принятие инициативы и ответственности в решении проблем активного поиска возможностей улучшения активного поиска возможностей улучшения активного поиска возможностей повышения своих знаний, опыта и компетентности активного поиска возможностей повышения своих знаний, опыта и компетентности передача своего опыта и знаний членам команды передача своего опыта и знаний членам команды ориентация на создание дополнительных ценностей для потребителей ориентация на создание дополнительных ценностей для потребителей представление своего предприятия потребителям и всем заинтересованным в лучшем свете представление своего предприятия потребителям и всем заинтересованным в лучшем свете От руководства требуется обеспечить условия, при которых персонал будет: получать удовлетворение от работы получать удовлетворение от работы испытывать чувство гордости, работая в данном ОУ испытывать чувство гордости, работая в данном ОУ Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение даёт возможность а благо организации.
11 Принцип 4 – Процессный подход Применение принципа требует: определение процесса для достижение желаемого результата определение процесса для достижение желаемого результата идентификация и измерения входов в процесс и его результатов идентификация и измерения входов в процесс и его результатов определения взаимодействий процесса с функциями ОУ определения взаимодействий процесса с функциями ОУ оценки рисков, последствий и влияния процесса на потребителей и другие заинтересованные стороны оценки рисков, последствий и влияния процесса на потребителей и другие заинтересованные стороны установления чётких прав, полномочий и ответственности за управление процессом (владельцев процесса) установления чётких прав, полномочий и ответственности за управление процессом (владельцев процесса) определения внутренних и внешних потребителей, поставщиков и других заинтересованных сторон определения внутренних и внешних потребителей, поставщиков и других заинтересованных сторон уделения внимания внимания при проектировании процесса всем этапам, их ресурсному обеспечению, измерению, потребностей в обучении уделения внимания внимания при проектировании процесса всем этапам, их ресурсному обеспечению, измерению, потребностей в обучении Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
12 Принцип 5 – Системный подход Этот принцип тесно связан с принципом процессного подхода и с представлением о системе качества как совокупности взаимосвязанных процессов. На основе знания этого, проектирование такой системы достигается наиболее эффективным путем. Системный подход предполагает также постоянное улучшение системы через измерение и оценку. Одновременно требуется механизм для перманентного процесса планирования и доведения планов до каждого рабочего места, тогда планы можно корректировать по ходу дела. Системный подход ведет к пересмотру наших представлений об организации. Этот принцип, как и все остальные, ведет к пересмотру логики бизнеса Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.
13 Принцип 6 – Постоянное улучшение Принцип 6 – Постоянное улучшение Применение принципа требует: формирование потребности у каждого работника ОУ в постоянном улучшении продукции, процессов и системы формирование потребности у каждого работника ОУ в постоянном улучшении продукции, процессов и системы применения основных концепций постоянного улучшения с помощью постепенных действий и нетрадиционных решений применения основных концепций постоянного улучшения с помощью постепенных действий и нетрадиционных решений периодической оценки соответствия установленным критериям совершенства для определения области потенциального улучшения периодической оценки соответствия установленным критериям совершенства для определения области потенциального улучшения постоянного повышения эффективности всех процессов постоянного повышения эффективности всех процессов обучения каждого работника методам и средствам постоянного улучшения, таким как: обучения каждого работника методам и средствам постоянного улучшения, таким как: - цикл Деминга-Шухарта; - цикл Деминга-Шухарта; - анализ и решение проблемы и др. - анализ и решение проблемы и др. определения измерителей и целей для организации улучшения определения измерителей и целей для организации улучшения Признания улучшений Признания улучшений Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как её неизменную цель.
14 Принцип 7 – Принятия решений, основанных на фактах Применение принципа требует: измерения и сбора данных и информации, относящихся к задаче измерения и сбора данных и информации, относящихся к задаче обеспечения уверенности в достоверности и точности данных и информации обеспечения уверенности в достоверности и точности данных и информации использования апробированных методов для анализа данных и информации использования апробированных методов для анализа данных и информации понимания ценности соответствующих статистических методов понимания ценности соответствующих статистических методов принятия решений и выполнения действий на основе баланса результатов анализа фактов, опыта и интуиции принятия решений и выполнения действий на основе баланса результатов анализа фактов, опыта и интуиции Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.
15 Принцип 8 – Взаимовыгодные отношения с поставщиками Применение принципа требует: идентификация основных поставщиков идентификация основных поставщиков установления отношений с поставщиками на основе баланса краткосрочных и долгосрочных целей предприятия и общества установления отношений с поставщиками на основе баланса краткосрочных и долгосрочных целей предприятия и общества организация чётких и открытых связей организация чётких и открытых связей инициирования совместных разработок и улучшения продукции и процессов инициирования совместных разработок и улучшения продукции и процессов совместной работы по чёткому пониманию запросов потребителя совместной работы по чёткому пониманию запросов потребителя обмена информацией и планами на будущее обмена информацией и планами на будущее признания достижений и улучшений поставщика признания достижений и улучшений поставщика Организация и её поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.
16 Российские ОУ используют элементы системы управления качеством подготовки специалистов, основанной на принципах TQM: Адаптация современных подходов к менеджменту ОУ ИСО серии 9000 Модель Совершенствования бизнеса Excellence Model® ЕФУК Национальные премии по качеству (например, Премия Правительства РФ в области качества ) Отраслевые премии по качеству (например, Конкурс Рособрнадзора Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования )
г. С 2000 г. – Технический секретариат Конкурса Минобразования РФ (Рособрнадзора) С 2004 г. – Ректор МИСиС – член Совета по координации управления качеством ВПО; Менеджер по качеству МИСиС – в составе рабочей группы Совета. С 2005 г. – МИСиС – участник группы по разработке типовой модели СК ОУ в рамках проекта Федеральной программы развития образования Минобразования РФ. …!!! Роль и статус МИСиС в области качества, в т.ч. в сфере образования 2006 г.
18
19 Российские ОУ используют элементы системы управления качеством подготовки специалистов, основанной на принципах TQM: Адаптация современных подходов к менеджменту ОУ ИСО серии 9000 Модель Совершенствования бизнеса Excellence Model® ЕФУК Национальные премии по качеству (например, Премия Правительства РФ в области качества ) Отраслевые премии по качеству (например, Конкурс Рособрнадзора Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования ) Типовая модель системы качества ОУ
20 ИСО серии 9000 версии 2000 г. Система менеджмента качества (СМК) Ответственность руководства –Обязательства руководства –Ориентация на потребителя –Политика в области качества –Планирование –Ответственность, полномочия и обмен информацией –Анализ со стороны руководства Менеджмент ресурсов –Обеспечение ресурсами –Человеческие ресурсы (назначение, подготовка, осведомленность и компетентность) –Инфраструктура –Производственная среда Процессы жизненного цикла продукции –Планирование процессов жизненного цикла продукции –Процессы, связанные с потребителями –Проектирование и разработка –Закупки –Производство и обслуживание –Управление устройствами для мониторинга и измерений Измерение, анализ и улучшение –Мониторинг и измерение (удовлетворенность потребителей, внутренние аудиты, продукция, процессы) –Управление несоответствующей продукцией –Анализ данных –Улучшение ИСО 9000 – Общие положения и словарь ИСО 9001 – Требования ИСО 9004 – Рекомендации по улучшению деятельности Система менеджмента качества –Общие требования –Требования к документации
21 Модель, принятая для описания системы менеджмента качества в ИСО серии 9000:2000 ПОТРЕБИТЕЛЬПОТРЕБИТЕЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬПОТРЕБИТЕЛЬ ТРЕБОВАНИЯТРЕБОВАНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ Постоянное улучшение Процессы создания продукции Управление ресурсами Ответственность руководства Измерение, анализ, улучшение Продукция ВХОД ВЫХОД
22 Цели и результаты внедрения СМК в ОУ Повышение конкурентоспособности, доли рынка образовательных услуг и имиджа ОУ Повышение конкурентоспособности, доли рынка образовательных услуг и имиджа ОУ Максимальный учет потребностей рынка труда Максимальный учет потребностей рынка труда Долгосрочные взаимовыгодные отношения с поставщиками Долгосрочные взаимовыгодные отношения с поставщиками Оптимизация организационной структуры ОУ Оптимизация организационной структуры ОУ Эффективное управление процессами, непрерывный анализ и совершенствование Эффективное управление процессами, непрерывный анализ и совершенствование Эффективный менеджмент ресурсов Эффективный менеджмент ресурсов Максимальная реализация возможностей сотрудников Максимальная реализация возможностей сотрудников Единая система документации Единая система документации
23 Типичные ошибки при внедрении СМК на соответствие МС ИСО серии 9000 Типичные ошибки Отсутствие предварительного анализа деятельности организации Формальное отношение руководителя организации к созданию СМК Отсутствие образования в области качества у высшего руководства Не создаются службы качества Не выделение средств на подготовку специалистов по качеству Привлечение некомпетентных консалтинговых фирм Ошибки, связанные с непониманием требований ИСО 9000 (формальная разработка Политики в области качества, РК и т.д., отсутствие понятия спецпроцесса, прослеживаемости и т.д.) …
24 Международная сертификация это наиболее эффективная возможность выхода в международное образовательное пространство это наиболее эффективная возможность выхода в международное образовательное пространство гарантирует, что СМК способна обеспечить качество основных результатов деятельности ОУ гарантирует, что СМК способна обеспечить качество основных результатов деятельности ОУ это путь к интеграции профессиональной школы с научно-образовательным сообществом мира это путь к интеграции профессиональной школы с научно-образовательным сообществом мира
25 Положительные аспекты внедрения СМК в ОУ Упорядочение документации и документооборота на факультетах и кафедрах Упорядочение документации и документооборота на факультетах и кафедрах Повышение эффективности коммуникации внутри факультетов Повышение эффективности коммуникации внутри факультетов Повышение авторитета ОУ на российском уровне Повышение авторитета ОУ на российском уровне Признание результатов деятельности вуза Администрацией области (края, республики) -получение наград за значительные результаты по повышению качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг Признание результатов деятельности вуза Администрацией области (края, республики) -получение наград за значительные результаты по повышению качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг В процесс улучшения деятельности ВУЗа вовлекается все большее число сотрудников и студентов В процесс улучшения деятельности ВУЗа вовлекается все большее число сотрудников и студентов Повышение мотивации и ответственности преподавателей Повышение мотивации и ответственности преподавателей Расширение международного сотрудничества и участия в выполнении международных проектов (заключены выгодные международные контракты на поставку наукоемкой продукции) Расширение международного сотрудничества и участия в выполнении международных проектов (заключены выгодные международные контракты на поставку наукоемкой продукции) Увеличение числа иностранных студентов Увеличение числа иностранных студентов
26 Негативные последствия, связанные с внедрением СМК в ОУ Создание СМК может быть связано с преодолением консерватизма мышления руководителей некоторых структурных подразделений и необходимостью вовлечения всех работников к культуре менеджмента качества. Создание СМК может быть связано с преодолением консерватизма мышления руководителей некоторых структурных подразделений и необходимостью вовлечения всех работников к культуре менеджмента качества. Дополнительные расходы на сертификацию и инспектирование СМК. Дополнительные расходы на сертификацию и инспектирование СМК. Необходимость выделения дополнительных людских ресурсов. Необходимость выделения дополнительных людских ресурсов.
27 Российские ОУ используют элементы системы управления качеством подготовки специалистов, основанной на принципах TQM: Адаптация современных подходов к менеджменту ОУ ИСО серии 9000 Модель Совершенствования бизнеса Excellence Model® ЕФУК Национальные премии по качеству (например, Премия Правительства РФ в области качества ) Отраслевые премии по качеству (например, Конкурс Рособрнадзора Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования ) Типовая модель системы качества ОУ
28 Содержание критериев модели конкурса Рособрнадзора РФ в области качества Критерий 1. Лидирующая роль руководства Критерий 1. Лидирующая роль руководства 1а. Определение руководителями предназначения организации, стратегии ее развития и ценностей, демонстрация на личных примерах своей приверженности культуре качества 1а. Определение руководителями предназначения организации, стратегии ее развития и ценностей, демонстрация на личных примерах своей приверженности культуре качества 1б. Участие руководителей в деятельности, обеспечивающей разработку, внедрение и постоянное совершенствование системы менеджмента организации 1б. Участие руководителей в деятельности, обеспечивающей разработку, внедрение и постоянное совершенствование системы менеджмента организации 1в. Участие руководителей в работе с потребителями, партнерами и представителями общества 1в. Участие руководителей в работе с потребителями, партнерами и представителями общества 1г. Мотивация, поддержка и поощрение руководителями персонала организации 1г. Мотивация, поддержка и поощрение руководителями персонала организации 1д. Определение и поддержка руководителями перемен в организации 1д. Определение и поддержка руководителями перемен в организации Критерий 2. Политика и стратегия организации в области качества Критерий 2. Политика и стратегия организации в области качества 2а. Определение существующих и будущих потребностей и ожиданий заинтересованных сторон для разработки политики и стратегии 2а. Определение существующих и будущих потребностей и ожиданий заинтересованных сторон для разработки политики и стратегии 2б. Использование информации, полученной в результате измерений, исследований, познавательной и творческой деятельности, для разработки политики и стратегии 2б. Использование информации, полученной в результате измерений, исследований, познавательной и творческой деятельности, для разработки политики и стратегии 2в. Разработка, анализ и актуализация политики и стратегии 2в. Разработка, анализ и актуализация политики и стратегии 2г. Развертывание и доведение до сведения персонала политики и стратегии в рамках структуры ключевых процессов 2г. Развертывание и доведение до сведения персонала политики и стратегии в рамках структуры ключевых процессов Критерий 3. Персонал Критерий 3. Персонал 3а. Планирование, управление и улучшение работы с персоналом 3а. Планирование, управление и улучшение работы с персоналом 3б. Определение, развитие и поддержка знаний и компетентности персонала 3б. Определение, развитие и поддержка знаний и компетентности персонала 3в. Вовлечение персонала в деятельность по претворению в жизнь политики и стратегии организации и наделение его полномочиями 3в. Вовлечение персонала в деятельность по претворению в жизнь политики и стратегии организации и наделение его полномочиями 3г. Общение персонала в организации 3г. Общение персонала в организации 3д. Поощрение персонала и забота о нем 3д. Поощрение персонала и забота о нем Критерий 4. Партнерство и ресурсы Критерий 4. Партнерство и ресурсы 4а. Внешние партнеры 4а. Внешние партнеры 4б. Финансовые ресурсы 4б. Финансовые ресурсы 4в. Инфраструктура и материальные ресурсы 4в. Инфраструктура и материальные ресурсы 4г. Технологии 4г. Технологии 4д. Информация и знания 4д. Информация и знания Критерий 5. Процессы, осуществляемые организацией Критерий 5. Процессы, осуществляемые организацией 5а. Систематическое проектирование и менеджмент процессов 5а. Систематическое проектирование и менеджмент процессов 5б. Совершенствование процессов с использованием инноваций в целях более полного удовлетворения требований потребителей и других заинтересованных сторон 5б. Совершенствование процессов с использованием инноваций в целях более полного удовлетворения требований потребителей и других заинтересованных сторон 5в. Проектирование и разработка продукции и услуг на основе ожиданий потребителей 5в. Проектирование и разработка продукции и услуг на основе ожиданий потребителей 5г. Производство, поставка и последующее обслуживание продукции и услуг 5г. Производство, поставка и последующее обслуживание продукции и услуг 5д. Менеджмент и улучшение взаимоотношений с потребителями 5д. Менеджмент и улучшение взаимоотношений с потребителями Критерий 6. Удовлетворенность потребителей качеством продукции и услуг Критерий 6. Удовлетворенность потребителей качеством продукции и услуг 6а. Показатели восприятия потребителями организации, качества ее продукции и услуг 6а. Показатели восприятия потребителями организации, качества ее продукции и услуг 6б. Показатели работы организации по повышению удовлетворенности потребителей 6б. Показатели работы организации по повышению удовлетворенности потребителей Критерий 7. Удовлетворенность персонала Критерий 7. Удовлетворенность персонала 7а. Показатели восприятия персоналом своей работы в организации 7а. Показатели восприятия персоналом своей работы в организации 7б. Показатели работы организации по повышению удовлетворенности персонала 7б. Показатели работы организации по повышению удовлетворенности персонала Критерий 8. Влияние организации на общество Критерий 8. Влияние организации на общество 8а. Показатели восприятия обществом деятельности организации 8а. Показатели восприятия обществом деятельности организации 8б. Показатели работы организации по повышению удовлетворенности общества 8б. Показатели работы организации по повышению удовлетворенности общества Критерий 9. Результаты работы организации Критерий 9. Результаты работы организации 9а. Финансовые показатели работы организации 9а. Финансовые показатели работы организации 9б. Качество продукции и услуг и другие результаты работы организации 9б. Качество продукции и услуг и другие результаты работы организации ВозможностиРезультаты
29 Преимущества самооценки по модели Конкурса Рособрнадзора РФ
30 Взаимосвязь между СМК и моделями совершенства Подходы основаны на общих принципах: Дают возможность выявить сильные и слабые стороны ОУ Дают возможность выявить сильные и слабые стороны ОУ Обеспечивают основу для постоянного совершенствования Обеспечивают основу для постоянного совершенствования Включают способы внешнего признания Включают способы внешнего признания Различия заключаются в областях применения: Модели совершенствования содержат критерии, позволяющие проводить сравнительную оценку деятельности организации содержат критерии, позволяющие проводить сравнительную оценку деятельности организации Критерии оценки обеспечивают организации основу для сравнения ее деятельности с деятельностью других организаций Критерии оценки обеспечивают организации основу для сравнения ее деятельности с деятельностью других организацийСтандарты ИСО серии 9000 Содержат требования к СМК и рекомендации по улучшению деятельности Содержат требования к СМК и рекомендации по улучшению деятельности Оценивание СМК устанавливает выполнение этих требований Оценивание СМК устанавливает выполнение этих требований
31 Критерий 3. Персонал 3а. Планирование, управление и улучшение работы с персоналом 3б. Определение, развитие и поддержка знаний и компетентности персонала 3в. Вовлечение персонала в деятельность 3г. Общение персонала в организации 3д. Поощрение персонала и забота о нем Критерий 7. Удовлетворенность персонала 7а. Показатели восприятия персоналом своей работы в организации 7б. Показатели работы организации по повышению удовлетворенности персонала Взаимосвязь требований МС ИСО 9001:2000 и критериев модели конкурса Ответственность руководства –Обязательства руководства –Ориентация на потребителя –Политика в области качества –Планирование –Ответственность, полномочия и обмен информацией –Управление документацией –Анализ со стороны руководства Менеджмент ресурсов –Обеспечение ресурсами –Человеческие ресурсы (назначение, подготовка, осведомленность и компетентность) –Инфраструктура –Производственная среда Процессы жизненного цикла продукции –Планирование процессов жизненного цикла продукции –Процессы, связанные с потребителями –Проектирование и разработка –Закупки –Производство и обслуживание –Управление устройствами для мониторинга и измерений Измерение, анализ и улучшение –Мониторинг и измерение (удовлетворенность потребителей, внутренние аудиты, продукция, процессы) –Управление несоответствующей продукцией –Анализ данных –Улучшение Система менеджмента качества –Общие требования –Требования к документации
32 Российские ОУ используют элементы системы управления качеством подготовки специалистов, основанной на принципах TQM: Адаптация современных подходов к менеджменту ОУ ИСО серии 9000 Модель Совершенствования бизнеса Excellence Model® ЕФУК Национальные премии по качеству (например, Премия Правительства РФ в области качества ) Отраслевые премии по качеству (например, Конкурс Рособрнадзора Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования ) Типовая модель системы качества ОУ
33 «Стандарты и Директивы для гарантии качества высшего образования в Европейском регионе», разработанные ENQA + Требования ИСО Модель конкурса Рособрнадзора РФ Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования + Модель самооценки «Совершенства деятельности вуза», являющаяся адаптацией модели ЕФУК для образования (разработана в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в 2004 г.) = Типовая модель СК ОУ База практических рекомендаций для построения Системы Качества ОУ
34 Обобщенная типовая модель СК ОУ Стороны, заинтерес ованные в гарантии качества образован ия Удовлетво ренность заинтерес ованных сторон Стороны, заинтересованные в гарантии качества образования Требования заинтересованных сторон: 1. По лицензированию и аккредитации 2. ГОС 3. Потребителей
35 Структура и критерии типовой модели СК ОУ 1. Лидирующая роль руководства 1.1 Личное участие руководства вуза в формировании и развитии миссии, видения, основных ценностей, политики, основных целей и задач в области качества 1.1 Личное участие руководства вуза в формировании и развитии миссии, видения, основных ценностей, политики, основных целей и задач в области качества 1.2 Личное участие руководства в обеспечении разработки, внедрения и постоянного совершенствования системы менеджмента качества (СМК) вуза 1.2 Личное участие руководства в обеспечении разработки, внедрения и постоянного совершенствования системы менеджмента качества (СМК) вуза 1.3 Личное участие руководства вуза в работе с внешними заинтересованными сторонами (потребителями, поставщиками, партнерами, представителями общественности и др.) 1.3 Личное участие руководства вуза в работе с внешними заинтересованными сторонами (потребителями, поставщиками, партнерами, представителями общественности и др.) 1.4 Личное участие руководства вуза в обеспечении обратной связи с персоналом для улучшения своей деятельности 1.4 Личное участие руководства вуза в обеспечении обратной связи с персоналом для улучшения своей деятельности 2. Политика и стратегия 2.1 Разработка и совершенствование политики и стратегии и степень участия в этих процессах заинтересованных сторон (студентов, персонала вуза, потребителей, поставщиков, партнеров, представителей общественности и др.) 2.1 Разработка и совершенствование политики и стратегии и степень участия в этих процессах заинтересованных сторон (студентов, персонала вуза, потребителей, поставщиков, партнеров, представителей общественности и др.) 2.2 Механизмы сбора и анализа разносторонней информации о результативности и эффективности функционирования вуза при формировании его политики и стратегии 2.2 Механизмы сбора и анализа разносторонней информации о результативности и эффективности функционирования вуза при формировании его политики и стратегии 2.3 Механизмы проекции внедрения политики и стратегии на все уровни управления, структурные подразделения и ключевые процессы вуза 2.3 Механизмы проекции внедрения политики и стратегии на все уровни управления, структурные подразделения и ключевые процессы вуза 2.4 Механизмы информирования персонала вуза и студентов о проводимой политике и стратегии 2.4 Механизмы информирования персонала вуза и студентов о проводимой политике и стратегии 3. Менеджмент персонала 3.1 Кадровая политика и принципы управления развитием персонала 3.1 Кадровая политика и принципы управления развитием персонала 3.2 Механизмы определения квалификационных требований к персоналу, его подготовке и повышению квалификации 3.2 Механизмы определения квалификационных требований к персоналу, его подготовке и повышению квалификации 3.3 Механизмы мотивации, вовлечения и поощрения персонала за деятельность по улучшению качества функционирования вуза 3.3 Механизмы мотивации, вовлечения и поощрения персонала за деятельность по улучшению качества функционирования вуза 3.4 Обеспечение обратной связи и диалога между персоналом, студентами и руководством вуза 3.4 Обеспечение обратной связи и диалога между персоналом, студентами и руководством вуза 3.5 Повышение качества рабочей среды, обеспечение социальной защиты и повышение благосостояния персонала 3.5 Повышение качества рабочей среды, обеспечение социальной защиты и повышение благосостояния персонала 4. Ресурсы и партнеры 4.1 Управление финансовыми ресурсами вуза 4.1 Управление финансовыми ресурсами вуза 4.2 Управление материальными ресурсами 4.2 Управление материальными ресурсами 4.3 Управление эффективностью технологий обучения и контроля знаний 4.3 Управление эффективностью технологий обучения и контроля знаний 4.4 Управление информационными ресурсами 4.4 Управление информационными ресурсами 4.5 Взаимодействие с внешними партнерами (работодателями, школами и лицеями, средними специальными учебными заведениями, другими вузами) 4.5 Взаимодействие с внешними партнерами (работодателями, школами и лицеями, средними специальными учебными заведениями, другими вузами) 5. Менеджмент процессов 5.1 Процессы системы менеджмента качества вуза 5.1 Процессы системы менеджмента качества вуза 5.2. Основные рабочие процессы вуза 5.2. Основные рабочие процессы вуза 5.3 Вспомогательные рабочие процессы вуза 5.3 Вспомогательные рабочие процессы вуза 6. Удовлетворенность потребителей 6.1 Удовлетворенность студентов и выпускников 6.1 Удовлетворенность студентов и выпускников 6.2. Удовлетворенность работодателей 6.2. Удовлетворенность работодателей 7. Удовлетворенность персонала 7.1. Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности персонала 7.1. Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности персонала 7.2. Уровень удовлетворенности персонала 7.2. Уровень удовлетворенности персонала 8. Влияние вуза на общество 8.1. Механизмы сбора информации о влиянии вуза на общество 8.1. Механизмы сбора информации о влиянии вуза на общество 8.2. Уровень восприятия вуза обществом 8.2. Уровень восприятия вуза обществом 9. Результаты деятельности вуза 9.1. Механизмы сбора и анализа информации о результатах деятельности вуза 9.1. Механизмы сбора и анализа информации о результатах деятельности вуза 9.2. Финансовые результаты деятельности вуза 9.2. Финансовые результаты деятельности вуза 9.3. Другие нефинансовые результаты деятельности вуза 9.3. Другие нефинансовые результаты деятельности вуза
36 5. Менеджмент процессов 5.1 Процессы системы менеджмента качества вуза Внедрение процессного подхода Внедрение процессного подхода Управление документацией Управление документацией Управление записями Управление записями Планирование и построение организационной структуры системы менеджмента качества, распределение ответственности и полномочий Планирование и построение организационной структуры системы менеджмента качества, распределение ответственности и полномочий Построение, поддержание и развитие системы измерений и мониторинга процессов вуза Построение, поддержание и развитие системы измерений и мониторинга процессов вуза Планирование рабочих процессов вуза Планирование рабочих процессов вуза Внутренние аудиты (проверки) и самооценка вуза и его структурных подразделений Внутренние аудиты (проверки) и самооценка вуза и его структурных подразделений Процессы, связанные с постоянным улучшением, КД и ПД Процессы, связанные с постоянным улучшением, КД и ПД 5.2. Основные рабочие процессы вуза Маркетинговые исследования (Определение видения образования, требований потребителей к квалификационной характеристике, образовательному профилю вуза и учебным планам образовательных программ) Маркетинговые исследования (Определение видения образования, требований потребителей к квалификационной характеристике, образовательному профилю вуза и учебным планам образовательных программ) Формирование текущего содержания образовательной деятельности вуза по основным образовательным программам (учебных планов и рабочих программ дисциплин) Формирование текущего содержания образовательной деятельности вуза по основным образовательным программам (учебных планов и рабочих программ дисциплин) Разработка учебно-методических комплексов по дисциплинам учебных планов (УМК) Разработка учебно-методических комплексов по дисциплинам учебных планов (УМК) Отбор абитуриентов и прием студентов в вуз Отбор абитуриентов и прием студентов в вуз Процесс обучения Процесс обучения Контроль и оценка качества образовательного процесса Контроль и оценка качества образовательного процесса Контроль полученных знаний и навыков (зачеты, экзамены, итоговая аттестация и др.) Контроль полученных знаний и навыков (зачеты, экзамены, итоговая аттестация и др.) Консультации и помощь при выборе траекторий обучения, проф. адаптации и трудоустройстве Консультации и помощь при выборе траекторий обучения, проф. адаптации и трудоустройстве Деятельность вуза по реализации программ дополнительного проф. образования Деятельность вуза по реализации программ дополнительного проф. образования Научно-исследовательская деятельность Научно-исследовательская деятельность 5.3 Вспомогательные рабочие процессы вуза Процесс обеспечения учебного процесса литературой и библиотечное обслуживание Процесс обеспечения учебного процесса литературой и библиотечное обслуживание Формирование образовательной среды Формирование образовательной среды Закупки и взаимодействие с поставщиками материальных ресурсов Закупки и взаимодействие с поставщиками материальных ресурсов Взаимодействие со школами, лицеями и будущими абитуриентами, довузовская подготовка Взаимодействие со школами, лицеями и будущими абитуриентами, довузовская подготовка Воспитательная и внеучебная работа со студентами Воспитательная и внеучебная работа со студентами Социальная поддержка студентов Социальная поддержка студентов
37 СПАСИБО за ВНИМАНИЕ Кочетов Александр Иванович, начальник управления стратегического развития МИСиС, профессор Тел ,