О рабочих программах учебных курсов Рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов Подготовила Е.Н. Козина, директор ИОЦ
Программа (греч., programma – объявление, распоряжение) означает содержание, план деятельности, работ; изложение содержания и целей деятельности; краткое изложение содержания учебного предмета; описание алгоритма решения задач. (СЭС, Ожегов) Образовательная программа – «это документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности» (Закон «Об образовании»)
Учебные программы АвторскаяПримерная Рабочая
Примерная программа Компетенция МО и науки РФ (ст. 28 закона «Об образовании») Компетенция МО и науки РФ (ст. 28 закона «Об образовании») Составлена на основе федерального компонента ГОС Составлена на основе федерального компонента ГОС Конкретизирует содержание предметных тем Конкретизирует содержание предметных тем Дает примерное распределение часов по разделам курса Дает примерное распределение часов по разделам курса Рекомендует последовательность изучения тем и разделом Рекомендует последовательность изучения тем и разделом Включает требования к уровню подготовки выпускников Включает требования к уровню подготовки выпускников Служит основой для создания рабочих программ и ориентиром при разработке авторских программ Служит основой для создания рабочих программ и ориентиром при разработке авторских программ
Авторская программа Документ, созданный на основе государственного стандарта, определяющий содержание обучения определенного предмета Документ, созданный на основе государственного стандарта, определяющий содержание обучения определенного предмета Характерна оригинальная концепция и содержание Характерна оригинальная концепция и содержание проходит экспертизу и апробацию перед массовым внедрением в практику работы школ проходит экспертизу и апробацию перед массовым внедрением в практику работы школ
Рабочая программа должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета. должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета. документ, созданный учителем на основе примерной или авторской программы документ, созданный учителем на основе примерной или авторской программы
Из письма Департамента образования Ярославской области от г. 23/01-10 «О рабочих программах учебных курсов» « В соответствии с п. 2, ст. 32 Закона «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин...» « В соответствии с п. 2, ст. 32 Закона «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин...» «... Рабочая программа – документ, созданный учителем на основе примерной или авторской программы...» «... Рабочая программа – документ, созданный учителем на основе примерной или авторской программы...» «... Рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения...» «... Рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения...» «... Рабочие программы утверждаются приказом руководителя образовательного учреждения...» «... Рабочие программы утверждаются приказом руководителя образовательного учреждения...»
Рабочая программа Составляется учителем предметником по определённому учебному предмету и рассчитана на учебный год или ступень обучения Составляется учителем предметником по определённому учебному предмету и рассчитана на учебный год или ступень обучения Представляется на утверждение руководителю ОУ в начале учебного года Представляется на утверждение руководителю ОУ в начале учебного года
Структура рабочей программы Титульный лист Титульный лист Титульный лист Титульный лист Пояснительная записка Пояснительная записка Пояснительная записка Пояснительная записка Учебно-тематический план с перечнем контрольных,лабораторных, практических работ и экскурсий Учебно-тематический план с перечнем контрольных,лабораторных, практических работ и экскурсий Учебно-тематический план с перечнем контрольных,лабораторных, практических работ и экскурсий Учебно-тематический план с перечнем контрольных,лабораторных, практических работ и экскурсий Требования к уровню подготовки обучающихся Требования к уровню подготовки обучающихся Требования к уровню подготовки обучающихся Требования к уровню подготовки обучающихся
Титульный лист Должен содержать: Наименование образовательного учреждения Наименование образовательного учреждения Название курса Название курса Указание параллели Указание параллели ФИО учителя ФИО учителя Гриф утверждения программы Гриф утверждения программы Год составления программы Год составления программы
Название образовательного учреждения Утверждена приказом руководителя образовательного учреждения Рабочая программа учебного курса __________________ в _________ классе Учитель __________________ 200_ год
В пояснительной записке Следует указать: На основе какой конкретной программы (примерной, авторской) разработана программа На основе какой конкретной программы (примерной, авторской) разработана программа Внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование Внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование Используемый УМК Используемый УМК Количество часов, на которое рассчитана программа Количество часов, на которое рассчитана программа
Наименованиеразделов и тем Всего часов часов Из них Примеч. Лабораторныеи практические практическиеработы(тема)Контрольные и диагностические работы и диагностические работы(тема)Экскурсии 1.Название изучаемой темы …часов … часов 1.1. Тема урока Тема урока Тема урока 3 ИТОГО… часов часов … часов …часов Календарно-тематический план
Тематическое планирование Наименование разделов и тем Всегочасов Из них Дата Лабораторные и практические работы(тема)Контрольные идиагностическиеработы(тема)Экскурсии IНазвание изучаемой темы 1 …часов … часов IIНазвание изучаемой темы 2 IIIНазвание изучаемой темы 3 изучаемой темы 3 IV и т. д. ИТОГО…часов … часов …часов
Поурочное планирование Тема урока ПримечаниеДата
Требования к уровню подготовки Следует отразить требования по рубрикам: Знать/понимать Знать/понимать Уметь Уметь Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Использование авторской программы без изменения ее содержания В пояснительной записке учитель указывает на основе какой программы осуществляется деятельность В пояснительной записке учитель указывает на основе какой программы осуществляется деятельность Поурочное планирование может быть приложено в виде ксерокопии с уточнением даты проведения уроков Поурочное планирование может быть приложено в виде ксерокопии с уточнением даты проведения уроков