Разработка ООП на основе ФГОС ВПО в СПбГУ ИТМО Шехонин А.А. – проректор по УМР Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Разработка вузами основных образовательных программ.
Advertisements

Разработка ООП университетами, самостоятельно устанавливающими образовательные стандарты и требования А.А. Шехонин Проректор СПбГУ ИТМО.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Инструктивное письмо Минобразования РФ О разработке вузами основных образовательных программ _13 мая 2010_ _03-956_.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Разработка ООП на основе ФГОС ВПО в СПбГУ ИТМО Приказы ректора: 232 от от Решение ученого совета университета от Санкт-Петербургский.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
1 Разработка учебных планов основных образовательных программ высшего профессионального образования в логике ФГОС ВПО Харитонова О.В., начальник отдела.
Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
Основные направления организации учебного процесса Карпухина Е.А., проректор Академии РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Методика проектирования учебных планов подготовки бакалавров и магистров по направлению «Менеджмент» в РГАУ-МСХА Методика проектирования учебных.
Единственным официальным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является основная образовательная.
Рекомендуемые методические подходы при проектировании основных образовательных программ при реализации ФГОС 3+
Транксрипт:

Разработка ООП на основе ФГОС ВПО в СПбГУ ИТМО Шехонин А.А. – проректор по УМР Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики СПбГУ ИТМО

ОС Германии ОС Франции ОС России 46 стран ЕВРОПЫ Общество знаний Развитие личности и самореализ ации Единый рынок труда Экономика ЕС Генерация знаний и трансфер технологий ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЕ ВПО РОССИИ И БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС ПОСТРОЕНИЯ ЕПВО и ЕИП

Формирование ЕПВО и ЕИП как новой парадигмы студентоцентрированной и результатоцентрированной системы ВО Цель Болонского процесса

Основные инструменты реформирования отечественной и зарубежных образовательных систем Результаты обучения Компетентностный подход

Результаты обучения Ключевой инструмент формирования в рамках Болонского процесса новой системы высшего образования Результаты обучения - формулировки того, что обучающийся, как ожидается, будет знать, уметь делать и будет в состоянии продемонстрировать в конце обучения Результаты обучения

1. Институциальный – определяют содержание подготовки и образовательные технологии (преподавание, обучение и оценивание). Для студента – какие знания, умения и компетенции он может приобрести. Результаты обучения на уровне выпускника вуза связываются с национальными рамками квалификаций. 2. Национальный (НРК- основа для разработки ФГОС и профессиональных стандартов) 3. Международный (ЕРК, РК ЕПВО) Три уровня применения результатов обучения

Методология целеполагания, направленная на деятельностный характер подготовки, выраженный в виде результатов обучения - компетенций. Развитие системно-деятельностного подхода, ориентированого на формирование компетенций (компетентности). Компетентностный подход в отечественной системе ВПО

Развитие компетентностного (системно- деятельностного) подхода в образовательной системе России 1960 г. – основы теории формирования умений в отечественной педагогике, как сложных структурных образований обучающегося (знаний, интеллектуальных, волевых и др.). Обучение в школах, вузах в сочетании с профессиональной деятельностью г.г. – введение квалификационных паспортов, фондов оценочных средств выпускников вузов г. – официальное введение терминакомпетенция (компетентность) в ВШ России как аналог понятию умение, действие с умом илизнание в действии.Умениевый подход.

Необходимость компетентностного подхода -неопределенность - неопределенность будущих квалификационных структур, нарастание динамики и глобализации профессий; - кардинальные изменения в экономикеи обществе-знаний - кардинальные изменения в экономике и обществе-знаний, актуализирующими своими тенденциями потребность в компетенциях, интеллектуализация труда, становление плоских иерархий организации производств, межфункциональное разделение труда, процессы интернационализации и глобализации общества, образования и др.; - возрастающие темпы обновления и устаревания профессиональных знаний - возрастающие темпы обновления и устаревания профессиональных знаний

Смена образовательной модели подготовки специалиста Смена образовательной модели подготовки специалиста на основе ФГОС ВПО в условиях уровневой подготовки ЗНАНИЯ УМЕНИЯ НАВЫКИКОМПЕТЕНЦИЯ Готовность применения ЗУН и личностных качеств Квалификационная (знаниевая) модель подготовки специалиста Компетентностная РезультатыОбучения(революционныеизменения) Эволюционный переход

Распределение Знаниевый подход подготовки выпускника вуза (овладение деятельностью не рассматривается) ………… Инж. Графика Электротехника… МатематикаФизикаХимияИнформатика… ИсторияФилософия Ин. яз. … ГСЭ ОПД ЕН СД ППС Студенткопилка Научные знания (общественные) Область профессиональной деятельности ООП вуза Предметная структура знаний Практика, ВКР Трансляция готовых знаний Рынок труда Отрывочные остаточные знания

Оправдаются ли ожидания реформирования ВПО на основе КМП? - удастся ли повысить активность и мотивацию обучающихся к получению ВПО ? - удастся ли повысить активность и мотивацию обучающихся к получению ВПО ? - ? - будет ли создано жизнеспособное взаимодействие вузов с работодателями и бизнесом в процессе реализации ФГОС ВПО ? - обладают ли компетенции выпускников вуза прогностической валидностью? - обладают ли компетенции выпускников вуза прогностической валидностью? - есть ли корреспондированность ЗУН с компетенциями, видами и задачами профессиональной деятельностью в ФГОС ВПО? - есть ли корреспондированность ЗУН с компетенциями, видами и задачами профессиональной деятельностью в ФГОС ВПО? - произойдет ли переход традиционного обучения по дисциплинам на компетентностную модель подготовки ? - произойдет ли переход традиционного обучения по дисциплинам на компетентностную модель подготовки ? - как оценивать компетенции выпускников в вузе и при государственной аттестации ? - как оценивать компетенции выпускников в вузе и при государственной аттестации ?

Переход на уровневую систему ВПО В соответствии с законодательством ( Федеральные законы 260-ФЗ от г. ) с г. вузами должен быть осуществлен переход на уровневую систему образования на основе федеральных законов (232,309,260), ФГОС и Перечней направлений подготовки (специальностей) ВПО

Законодательная и нормативная основа разработки ООП вуза Образовательные законы ФГОС ВПО ООП вуза ПООП Перечень профессий специальностей направлений

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВУЗА ООП вуза ООП вуза - системно организованный комплекс документов, регламентирующий содержание, трудоемкость, технологии обучения, преподавания и оценивания в целях достижения заявленных вузом результатов обучения (компетенций выпускника). Москва 12 – 13 ноября 2008

125 ФЗ О высшем и послевузовском профессиональном образовании Ст ФЗ О высшем и послевузовском профессиональном образовании Ст.5 Основная образовательная программа вуза Основная образовательная программа вуза обеспечивает реализацию ФГОС ВПО (ОС вуза) и включает в себя: - учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Структура компетенций и результатов обучения по уровням ООП в соответствии с ФГОС ВПО КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА Знания Умения Навыки Знания Умения Навыки Знания Умения Навыки Уровень дисциплин (модулей) Знания Умения Навыки З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк Уровень учебных циклов З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ ГСЭ ЕН ОПДПроф. Уровень дисциплин (учебных модулей)

Динамичная совокупность знаний, умений и личностных качеств (компетенции) Планомерная работа над учебным материалом Мотивация Условие формирования компетенции у студентов

ЗУН 4 Пакеты компетенций выпускника Компетенция-1 Компетенция – i Компетенция-n (50-60)Пакеты компетенций выпускника Компетенция-1 Компетенция – i Компетенция-n (50-60) ЗУН 1 ЗУН 2 ЗУН 3 Знания Умения Навыки Область проф. задач - компетенции Область проф. задач компетенции студент должен: - усвоить ЗУН - - сформировать компетентность ЗУН Компетентностная модель образования

Технологии достижения результата обучения по дисциплине СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ЗНАНИЯ УМЕНИЯ НАВЫКИ Технологиипреподавания Технологии (средства) оценивания К О М П Е Т Е Н Ц И И Технологииобучения

Состав ООП вуза на основе ФГОС ВПО (системообразующая часть ООП) 1.ЦЕЛИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2.ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2.1.Область профессиональной деятельности выпускника. 2.2.Объекты профессиональной деятельности выпускника. 2.3.Виды профессиональной деятельности выпускника. 2.4.Задачи профессиональной деятельности выпускника. 3.ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ООП 3.1. Перечень требуемых компетенций выпускника вуза по данной образовательной программе. 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ООП 4.1. Структурно-логические связи содержания учебных дисциплин, практик, НИРС образовательной программы Соответствие формируемых компетенций и составных частей ООП Календарный учебный график Учебный план.

Состав ООП вуза на основе ФГОС ВПО (дисциплинарно-ориентированная часть ООП) 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ ДИСЦИПЛИН, ПРАКТИК, НИРС ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 5.1. Учебно- методические комплексы дисциплин (модулей) Рабочие программы дисциплин (модулей) Методические материалы по организации и технологиям обучения (преподавания) для преподавателя Методические материалы по изучению дисциплины (обучения) для студента Фонды оценочных средств и методики их применения для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (оценивание) Учебно-методические комплексы учебной и производственной практик Рабочие программы практик Методические рекомендации Рабочая программа НИРС. 6. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПО ООП 6.1. Программа государственного экзамена (по необходимости) Рекомендации по организации выполнения и оценки выпускных квалификационных работ.

Разъяснения Минобрнауки разработчикам основных образовательных программ для реализации ФГОС ВПО

1. Вопрос: Должен ли вуз, проектируя профильную подготовку бакалавров в рамках вариативной части ООП, следовать перечню профилей, установленному в соответствующей примерной основной образовательной программе (ПООП)? Ответ: В уз должен выбрать профиль (профили), указанный (указанные) в ПООП, утвержденной руководителем (-ми) вуза (ов) – разработчика (-ов) соответствующего ФГОС ВПО.

2. Вопрос: Каков порядок введения новой специализации в рамках специальности? Ответ: Н еобходимо внести изменения в ФГОС ВПО. Порядок принятия ФГОС ВПО определен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142.

3. Вопрос: Можно ли в рамках одного профиля подготовки бакалавров в вузе разрабатывать несколько учебных планов? Ответ: Можно, с учетом особенностей основной образовательной программы подготовки бакалавров.

4. Вопрос: Сколько магистерских программ может реализовать вуз в рамках одного направления подготовки? Ответ: В рамках одного направления подготовки вуз может реализовать любое количество основных образовательных программ магистратуры (магистерских программ), при условии выполнения требований ФГОС ВПО.

5. Вопрос: Имеет ли право вуз при разработке своей основной образовательной программы изменять редакцию компетенций, приведенных во ФГОС? Ответ: Компетенции, приведенные во ФГОС, являются обязательными для разработки вузом основных образовательных программ. Вуз имеет право предусматривать дополнительные компетенции с учетом направленности (профиля) своей основной образовательной программы.

6. Вопрос: Имеет ли право вуз при разработке своей основной образовательной программы изменять требования к знаниям, умениям и навыкам, приведенные во ФГОС (таблица 2 "Структура ООП")? Ответ: Требования ФГОС являются обязательными для выполнения с учетом профилей реализуемых вузом основных образовательных программ. В уз может вводить дополнительные требования к знаниям, умениям и навыкам.

7. Вопрос: Являются ли обязательным для вуза наименования дисциплин, приведенных во ФГОС (таблица 2 "Структура ООП")? Ответ: Наименования дисциплин "История", "Философия", "Иностранный язык", "Физическая культура", "Безопасность жизнедеятельности" не могут быть изменены вузом. Наименование других дисциплин вуз имеет право изменять.

10. Вопрос: Могут ли дисциплины базовой и вариативной частей иметь одинаковое название? Ответ: Нет. В случае необходимости наименование может быть указано с индексом (например, математика 1, математика 2).

11. Вопрос: Может ли вуз при формировании учебного плана для конкретного профиля подготовки бакалавров использовать вариативную часть других циклов основной образовательной программы, а не только профессионального цикла? Ответ: В уз вправе использовать вариативную часть циклов Б.1, Б.2 и Б.3, сохраняя при этом содержание дисциплин соответственно направленности циклов.

12. Вопрос: Каков порядок реализации факультативных (не обязательных для освоения студентом) дисциплин? Ответ: В уз может дополнительно к ООП реализовать факультативные дисциплины (в бакалавриате и при подготовке специалиста объемом до 10 зачетных единиц). В магистратур е могут быть реализованы факультативные дисциплины в объеме, определяемом вузом. ВУЗ может реализовывать факультативные дисциплины за счет ежегодного резерва в 2-5 учебных недель, образующегося за счет варьирования продолжительности каникул от 7 до 10 недель в год.

13. Вопрос: Должна ли ООП на базе ФГОС ВПО разрабатываться с обязательным применением модульного формата? Ответ: В узу рекомендуется проектировать модульные ООП, но это не является обязательным требованием ФГОС. Эффективность реализации компетентностного подхода, разработки совместных образовательных программ, академической мобильности студентов и преподавателей значительно повышается при проектировании ООП в модульном формате.

14. Вопрос: Должны ли вузы перейти к учету нагрузки преподавателей в зачетных единицах? Ответ: Вуз вправе самостоятельно решать вопрос о переходе на систему учета нагрузки преподавателей в зачетных единицах при условии разработки соответствующей внутривузовской нормативной базы.

15. Вопрос: Может ли вуз при разработке своей основной образовательной программы изменять установленную ФГОС величину трудоемкости учебного года равную 60 зачетным единицам? Ответ: Нет, не может. Трудоемкость одного учебного года при реализации основной образовательной программы должна быть равна 60 зачетным единицам.

16. Вопрос: Может ли вуз при разработке своей основной образовательной программы отклоняться от установленного ФГОС соответствия 1 зачетной единицы 36 академическим часам? Ответ: В уз может использовать соответствие одной зачетной единицы академическим часам в интервале от 32 до 38 академических часов.

17. Вопрос: Может ли трудоемкость дисциплин (модулей) и практик определяться дробным числом зачетных единиц? Ответ: Трудоемкость дисциплин (модулей) и практик должна определяться только целым числом зачетных единиц.

18. Вопрос: На физкультуру в соответствии с ФГОС отводится 2 зачетные единицы, соответствующие 400 академическим часам. Каким образом должны учитываться эти зачетные единицы по годам обучения? Ответ: Возможно вариант ы в зависимости от количества семестров, отведенных вузом на освоение студентом физической культуры.

19. Вопрос: Требования к количеству лекционных занятий относятся к каждой дисциплине или к образовательной программе в целом? Ответ: Требование к количеству лекционных занятий относится к аудиторным занятиям ООП в целом (за исключением разделов ООП: физическая культура, практика, НИР, итоговая государственная аттестация). ФГОС ВПО (бакалавр) - в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не более 40 процентов аудиторных занятий. Для магистра - не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не более 20 процентов аудиторных занятий).

20. Вопрос: Сохраняется ли при переходе на ФГОС ВПО норма "один семестровый экзамен выражается одной зачетной единицей (три дня подготовки и один день на экзамен)", определенная в письме Министерства образования Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N ин/13? Ответ: При переходе на ФГОС ВПО трудоемкость дисциплины (модуля), выраженная в зачетных единицах, включает в себя все виды учебной работы студента на освоение этой дисциплины (модуля) и все виды контроля (текущий контроль и промежуточная аттестация).

21. Вопрос: Возможна ли реализация ускоренных образовательных программ подготовки магистров и специалистов? Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 24 октября 2007 года N 232-ФЗ "получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается" (статья 1, п. 5 б). Ускоренная программа не является сокращенной. Следовательно, реализации ускоренных магистерских образовательных программ и программам подготовки специалистов - возможна.

22. Вопрос: Где можно найти примерные основные образовательные программы высшего профессионального образования? Ответ: Разработанные на основе ФГОС ВПО примерные основные образовательные программы размещены на сайтах вузов- разработчиков ФГОС. Ссылки на сайты можно найти на web - странице Федерального института развития образованияweb - странице (адрес profobrazovaniya/koordinacionnyj-plan-razrabotki-primernyx-osnovnyx- obrazovatelnyx-programm/).

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК БАКАЛАВРА (макет) Учебный процесс состоит из 8 семестров по 20 недель каждый. Осенние семестры – 17 недель теоретического обучения + 3 недели экзаменационная сессия. Весенний семестр – 17, 15,13 и 7 недель теоретического обучения.

Рабочий учебный план (макет)

Рабочая программа дисциплины

Состав документов рабочей программы дисциплины

Спасибо за внимание