ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ И ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ИТ Филиппович Андрей Юрьевич к.т.н., доцент кафедры Систем обработки информации и управления МГТУ им. Н.Э.Баумана
Цели использования компетенций и системы зачетных единиц 1.Выполнение обязательств по Болонскому и Копенгагенскому процессам 2. 2.Мощный инструмент для мониторинга и координирования процессов интеграции и развития системы образования 3. 3.Изменение структуры и содержания государственных образовательных стандартов 4. 4.Создание систем управления знаниями и непрерывного обучения в промышленности 5. 5.Разработка стратегии обучения и развития образования для отраслей и страны
Создание системы управления знаниями и непрерывного обучения дополнительного образования Основные вопросы при разработке системы обучения: Кого учить? - Какие имеются категории специалистов, использующие ИТ? Кого учить? - Какие имеются категории специалистов, использующие ИТ? Чему учить? – Какие направления ИТ-обучения необходимы организации? Чему учить? – Какие направления ИТ-обучения необходимы организации? Как распределить портфель учебных программ по категориям специалистов? Как распределить портфель учебных программ по категориям специалистов? Как добиться независимости содержания программ и компетенций от конкретных производителей? Как добиться независимости содержания программ и компетенций от конкретных производителей? Как выбрать внешние учебные курсы и составить эффективную программу обучения? Как выбрать внешние учебные курсы и составить эффективную программу обучения?
Кого учить? – Категории специалистов, использующие ИТ
Чему учить? – Направления ИТ-обучения 1.Базовая компьютерная компетентность 2.Краткосрочные концептуальные курсы для руководителей 3.Курсы, проводимые компаниями- разработчиками ПО 4.Авторизованное обучение и авторские курсы внешних учебных центров и других образовательных учреждений 5.Преподавание ИТ
Структура портфеля учебных программ Тип учебной программыНаправление обучения Основы информационных технологий для организации. Базовая компьютерная компетентность. Спецкурсы для руководителей. Краткосрочные концептуальные курсы для руководителей. Курсы, проводимые компаниями- разработчиками ПО. Отраслевые ИТ для руководителей. Функциональные отраслевые ИТ. Эксплуатация отраслевых ИТ. Авторизованное обучение и авторские курсы внешних учебных центров и вузов. Авторизированные или авторские курсы по неспециализированному ПО. Курсы по управлению, проектирова- нию, разработке и внедрению ИТ. Курсы для преподавателей. Преподавание информационных технологий. Руководители Инструкторы Пользователи Эксп. ИТ специалисты Неэксп. ИТ- специалисты
Компетентностный подход к управлению процессами обучения Компетенция Компетенция Процессная компетенция Процессная компетенция Компетентностная модель специалиста Компетентностная модель специалиста Онтология компетенций Онтология компетенций Образовательное портфолио Образовательное портфолио Квалификационный атлас организации Квалификационный атлас организации Траекторный подход Траекторный подход
Теоретическая vs. практическая структуры компетенции 1.Кругозор 2.Знания 3.Умения 4.Навыки 5.Личные качества 6.Классификационные характеристики 1.Краткое описание 2.Индикаторы (behaviors) 3.Уровни владения 4.Кластерные характеристики
Компетентностные модели специалистов и процессные компетенции Базовые и адаптированные Базовые и адаптированные Центральные и региональные Центральные и региональные Текущие и футуристические Текущие и футуристические Общие и продуктовые Общие и продуктовые
Как добиться независимости содержания программ и компетенций от конкретных производителей?
Пример организации технической компетенции Укрупненные роли ИТ-специалистов Атомарные компетенции Курсы Специализация OracleСпециализация Microsoft
Создание инфраструктурных коалиций для реализации треков обучения Квалификационный атлас – совокупность образовательных портфолио должностных лиц организации Квалификационный атлас – совокупность образовательных портфолио должностных лиц организации Потребности обучения = КМС – КА, где КМС – Компетентностные Модели Специалистов КА – Квалификационный Атлас Потребности обучения = КМС – КА, где КМС – Компетентностные Модели Специалистов КА – Квалификационный Атлас Траектория – последовательность учебных модулей или курсов, каждый из которых позволяет приобрести или развить необходимые компетенции Траектория – последовательность учебных модулей или курсов, каждый из которых позволяет приобрести или развить необходимые компетенции Оптимизация траекторий может осуществляться по: стоимости, характеристикам целевой аудитории, территориальному распределению и т.д. Оптимизация траекторий может осуществляться по: стоимости, характеристикам целевой аудитории, территориальному распределению и т.д. Коалиция провайдеров обучения позволяет реализовать оптимальные траектории Коалиция провайдеров обучения позволяет реализовать оптимальные траектории
Карта курсов по MS SQL Server 2000
Общие характеристики разработанной онтологии ИТ-компетенций 2 области знаний (общие и технические компетенции) 2 области знаний (общие и технические компетенции) 10 ролей (направлений деятельности) в области ИТ 10 ролей (направлений деятельности) в области ИТ 4 уровня для каждой роли 4 уровня для каждой роли 98 компетенций, распределенных по ролям и уровням. 98 компетенций, распределенных по ролям и уровням. 500 индикаторов (behaviors), распределенных по пяти уровням компетенций 500 индикаторов (behaviors), распределенных по пяти уровням компетенций 700 учебных курсов, развивающих компетенции 700 учебных курсов, развивающих компетенции 20 карт-схем курсов для формирования и оптимизации треков обучения по конкретной ИТ 20 карт-схем курсов для формирования и оптимизации треков обучения по конкретной ИТ
Мониторинг и координирование процессов интеграции и развития системы инженерного образования Основные задачи: Мониторинг перемещений (мобильности) сотен тысяч иностранных и отечественных студентов Мониторинг перемещений (мобильности) сотен тысяч иностранных и отечественных студентов Поддержка баланса между европейским (ECTS, ECA) и восточным (UMAP, UCTS) образовательными пространствами Поддержка баланса между европейским (ECTS, ECA) и восточным (UMAP, UCTS) образовательными пространствами Согласование «кредитных весов» дисциплин и кредитных матриц специальностей, факультетов, вузов, регионов на всей территории образовательного пространства (России) Согласование «кредитных весов» дисциплин и кредитных матриц специальностей, факультетов, вузов, регионов на всей территории образовательного пространства (России) Динамическое изменение кредитных матриц в зависимости от потребностей производства и сферы услуг Динамическое изменение кредитных матриц в зависимости от потребностей производства и сферы услуг Централизованное хранение, изменение и анализ кредитно-профильных «паспортов» инженерных кадров Централизованное хранение, изменение и анализ кредитно-профильных «паспортов» инженерных кадров
Мониторинг и координирование процессов интеграции и развития системы инженерного образования Работы и результаты в этом направлении: Павлихин Г.П., Филиппович А.Ю. и др. Проект «Методология мониторинга и координирования процессов интеграции российского инженерного образования в мировое образовательное пространство с использованием технологий информационно-аналитических систем» для Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006–2008 гг.)» Павлихин Г.П., Филиппович А.Ю. и др. Проект «Методология мониторинга и координирования процессов интеграции российского инженерного образования в мировое образовательное пространство с использованием технологий информационно-аналитических систем» для Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006–2008 гг.)» Philippovich A. Situation Centre for Monitoring and Coordinating the Processes of Russian Engineering Education Integration into the World Educational Space //Российско-итальянский семинар Опыт и проблемы реализации Болонского процесса: Материалы семинара. Москва, февраля 2005 г./ Под ред. Г.П.Павлихина, И.В.Капустиной. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, с Philippovich A. Situation Centre for Monitoring and Coordinating the Processes of Russian Engineering Education Integration into the World Educational Space //Российско-итальянский семинар Опыт и проблемы реализации Болонского процесса: Материалы семинара. Москва, февраля 2005 г./ Под ред. Г.П.Павлихина, И.В.Капустиной. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, с Филиппович А.Ю. Кредитные системы в образовании: аспект автоматизации. М.: УМК по спец-ти ИТО, с. Филиппович А.Ю. Кредитные системы в образовании: аспект автоматизации. М.: УМК по спец-ти ИТО, с.
Изменение структуры и содержания государственных образовательных стандартов в области ИТ Сопоставление структуры направлений обучения с типовыми категориями ИТ-специалистов промышленности:
Изменение структуры и содержания государственных образовательных стандартов в области ИТ 1.Функциональные пользователи – используют ИТ как инструмент решения основных задач. –ИТ должны войти как блок дисциплин во все учебные программы –Должен существовать переходный период для инновационных технологий. 2.ИТ-специалисты – ИТ является предметом или результатом их деятельности. –Эксплуатационный состав – бакалавры и выпускники средних профессиональных учреждений –Проектный (инженерный) состав – магистры и специалисты (инженеры). 3.ИТ- Руководители и инструкторы (преподаватели) – особые категории ИТ-специалистов. 4.ИТ в науке должны быть доступны всем специальностям.
Схема формирования заказов и требований к подготовке специалистов
Элементы учебного процесса, требующие контроля качества
Изменение структуры и содержания государственных образовательных стандартов в области ИТ Актуальные задачи: Переход от формального (часового) к содержательному (на базе компетенций) кредитованию дисциплин.Переход от формального (часового) к содержательному (на базе компетенций) кредитованию дисциплин. При условиях централизации разработки требований к образовательным программам это приведет к необходимости сопоставить каждой компетенции кредитную оценку!При условиях централизации разработки требований к образовательным программам это приведет к необходимости сопоставить каждой компетенции кредитную оценку! Переход от «преподавателя-ориентированного» подхода к оценке качества обучения к «ресурсно-процессно- ориентированному» требует разработки компетентностных моделей учебников и методических комплексов.Переход от «преподавателя-ориентированного» подхода к оценке качества обучения к «ресурсно-процессно- ориентированному» требует разработки компетентностных моделей учебников и методических комплексов. Необходимо внедрение технологии описания и использования компетенций на всех этапах ЖЦ изделий и услуг.Необходимо внедрение технологии описания и использования компетенций на всех этапах ЖЦ изделий и услуг.
Спасибо за внимание! Филиппович Андрей Юрьевич к.т.н., доцент кафедры Систем обработки информации и управления МГТУ им. Н.Э.Баумана,