Рабочая учебная программа по предмету Нормативно-правовое обеспечение – Закон РФ «Об образовании» В соответствии со ст. 32 образовательное учреждение разрабатывает и утверждает образовательные программы, учебные планы и рабочие программы учебных курсов
Типология учебных программ Учебная программа - это нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и навыки, подлежащие усвоению по учебному предмету. Она включает перечень тем и их реферативное описание, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по ступеням обучения Примерная учебная программа – государственный документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана, распределяет время по ступеням обучения Рабочая учебная программа – документ образовательного учреждения, разработанный на основе примерной учебной программы с учетом регионального и школьного компонентов посредством внесения изменений и дополнений в содержание учебного предмета, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и т.п.
Компоненты рабочей учебной программы титульный лист пояснительная записка требования к уровню подготовки учебно-тематический план Календарное поурочное планирование содержание тем учебного курса контроль результатов реализации учебной программы внеучебная деятельность перечень литературы и средств обучения
1.Пояснительная записка 1.1 Цели, задачи предмета в соответствии с характеристикой классов 1.2 Степень модификации в соотношении с количеством часов по стандарту Что изменили Зачем Что привнесли Каким материалом обеспечены нововведения Требования к уровню усвоения предмета (знать, понимать, уметь)
2.Раздел «Учебно-тематический план» Наименование раздела, темы Количество часов В том числе: - на лабораторные, практические работы - контрольные работы
Раздел «Содержание программы» название темы необходимое количество часов для ее изучения обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели): обучающийся должен иметь представление знать уметь иметь опыт содержание учебного материала (дидактические единицы) темы практических и лабораторных работ
Алгоритм создания рабочей программы (1) Выбрать программу по предмету и соответствующий ей учебник, рекомендуемые Федеральным перечнем 2. Сравнить цели изучения предмету в выбранной программе с целями, сформулированными в примерной программе по предмету. 3. Сопоставить содержание выбранной программы по предмету с примерной программой федерального базисного учебного плана (определите наименование тем, отдельных вопросов, содержащихся в примерной программе по предмету федерального базисного учебного плана, но не включенных в программу по предмету 4. При разработке рабочей программы необходимо включить в нее разделы, темы, вопросы, которые были выделены в ходе анализа двух программ (пункт 3)
Алгоритм создания рабочей программы (2) Такую же работу необходимо провести с разделом «Требования к уровню подготовки обучающихся» 6. Внести в раздел «Требования к уровню подготовки обучающихся» дополнения в соответствии с требованиями регионального и школьного компонента 7. Провести организацию и структурирование содержания учебного материала курса (последовательность изучения тем) 8. Требования к уровню подготовки обучающихся по каждой теме взять из примерной программы по предмету федерального базисного учебного плана, распределить их по классам согласно авторской структуре курса
Алгоритм создания рабочей программы (3) Рабочие программы согласовать с наличием учебников и других компонентов учебно- методического комплекта (УМК) 10. Выбрать или разработать контрольно- измерительные материалы (уровень обязательной подготовки, уровень возможностей) 11. Разработать новое календарно-тематическое планирование, рассматривая его как средство адаптации примерного содержания к особенностям данного ОУ, класса, учителя 12. Используя рекомендации по созданию программ, составить рабочую программу по предмету
Некоторые примеры возможных надпредметных программ: «Формирование учащихся умений самоорганизаций», «Формирование исследовательской культуры учащихся», «Формирование коммуникативной культуры учащихся», «Формирование опыта проектной деятельности», «Формирование информационной культуры учащихся», «Формирование опыта решения проблем», «Формирование культуры чтения»