МОДЕЛЬ инклюзивного образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении
ИНКЛЮЗИЯ (калька с англ. inclusion) – включение, добавление, прибавление, присоединение. Инклюзивное образование – это новое перспективное направление педагогики, принятое в цивилизованных странах и признанное мировой общественностью. Несомненно, с ним связано будущее российского образования, в том числе и специального. Однако, сегодня инклюзивное образование в России делает только первые робкие шаги, которые по своему уникальны и бесценны. Поэтому с положительным опытом инклюзии стоит знакомить широкую педагогическую общественность, его необходимо изучать, анализировать, разумно внедрять в современные российские образовательные реалии.
Проблемы Неразработанность нормативно-правового обеспечения; Недостаточность методической литературы по работе в инклюзивном классе
Модель реализуется на основании следующих нормативно-правовых документов На международном уровне Всеобщая декларация прав человека. (1945) Конвенция о правах ребенка. (1989) Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1961) Декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (1994) Конвенция о правах инвалидов (2006)
На государственном уровне КонституцияРФ статья 43 Закон РФ «Об образовании» от , Ст. 50 пункт 10. Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» (от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.) Статьи 18 и 19 Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в ред. Постановлений Правительства РФ от N 212, от N 919, от N 49, от N 617, от N 216) Письмо Минобразования РФ от 1 июня 2001 г. N «О соблюдении законодательства Российской Федерации при применении новых образовательных технологий в образовательных учреждениях»,
На государственном уровне Письмо от «Об усилении контроля за соблюдением прав на получение образования детей и подростков с отклонениями в развитии» Минобразование РФ Письмо Минобразования РФ от 16 апреля 2001 г. N 29/ «О Концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)» Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N /16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования», Письмо Минобразования РФ от 16 октября 2002 г. N ин/13-03 «О мерах по ознакомлению родителей учащихся общеобразовательных учреждений с информацией нормативного и методического характера», Письмо Минобразорвания РФ от 18 апреля 2008 г N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
1 Администрация школы 2 Педагогический коллектив коллектив школы Модель инклюзивного образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении 3 УчительУчитель класса инклюзивного образования 4 Дети с различной патологией + Родители
Задачи администрации школы администрации Внесение необходимых изменений в Устав образовательного учреждения Утверждение положения об инклюзивном классе Создание коррекционно-развивающей среды в образовательном учреждении и инклюзивном классе в частности Малая наполняемость класса Обеспечение повышения квалификации сотрудников, работающих в инклюзивных классах Обеспечение сотрудничества с научными педагогическими учреждениями для научно-методического сопровождения процесса инклюзивного обучения Сотрудничество школы с учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и общественными организациями, работающими в микрорайоне
Задачи педагогического коллектива школы педагогического коллектива Выделение в отдельное направление специального педагогического сопровождения учащихся и родителей инклюзивного класса Обязательное комплексное сопровождение учащихся инклюзивного класса Тесное взаимодействие в рамках реализации индивидуальных образовательных маршрутов Специальная профессиональная подготовка педагогических кадров Проведение обучающих семинаров для сотрудников по приобретению элементарных знаний в смежных областях Владение элементарными знаниями специальной педагогики и психологии Участие во внеклассных мероприятиях инклюзивного класса
Задачи учителя класса инклюзивного обученияучителя Специальная профессиональная подготовка для работы в инклюзивном классе Личностная готовность педагога к работе в инклюзивном классе Постоянное самообразование и получение научного руководства деятельностью Контроль за реализацией индивидуальных образовательных маршрутов Разработка и ведение обучения по индивидуальным листам обучения (ИЛО) Применение ассистивных технологий в обучении (помощь в обучении ) Особенность в оценивании достижений учащихся на основе полученных знаний и сформированности общеучебных навыков Мониторинг результатов обучения
Задачи родителей + детей с различной патологиейродителей Обязательное согласие детей и родителей на обучение в инклюзивном классе Предварительное взаимное знакомство между детьми и родителями Совместное участие родителей и детей во внеклассных и учебных мероприятиях, что позволяет создать некую общность Участие в обучающих семинарах и тренингах Активное участие родителей в повседневной жизни учащихся
Внедрение данной модели Внедрение данной модели возможно при условии: Малой наполняемости класса или введении дополнительной ставки тьютора; Комплексного сопровождения учащихся в образовательном процессе; Предварительного знакомства между детьми; Созданию школьного сообщества дети+родители+педагоги; Обязательного введения индивидуальных образовательных маршрутов
В специальной кор- рекционной школе 152 уже в течение нескольких лет успеш- но проводится интег- ративное и инклю- зивное обучение детей с различными нозоло- гиями. Опыт организации педаго- гического процесса нарабо- танный в образовательном учреждении, бесспорно, актуален в свете современных тенденций развития системы образования в России.