Авторская программа « Духовно – нравственное воспитание школьников через изучение духовной и древнерусской литературы».
Авторская программа Пояснительная записка Эпиграфы к урокам Оценка эффективности Тренировочные тестовые задания Значимость данной программы Принципы построения программы Формы работы и способы изучения Принципы построения Программы по классам
5 класс – теоретико – литературная проблема «магия слова» 6 класс – теоретико – литературная проблема « роды и жанры» 7 класс – теоретико – литературная проблема « характер – герой – образ» 8 класс – теоретико – литературная проблема « соотношения традиций и новаторства в литературных жанрах» 9 класс - теоретико – литературная проблема « автор – образ – читатель» Базовые понятия, способствующие постепенному повышению читательской квалификации школьника
5-ый класс Цель: познакомить с памятниками духовной и древнерусской литературы Тема: Духовная литература. Библия. Ветхий Завет. Новый Завет.Духовная литератураБиблия Количество уроков: 3 Тема: Житийная литература.Житийная литература. «Сказание о Борисе и Глебе» Количество уроков: 2 Теория литературы: Библия – ( от греческого «книга») собрание древних литературных текстов. Урок по развитию речи.Библия Урок по развитию речи. «Завет» - это договор, союз Житие – это рассказ о благочестивой жизни или страдания людей, верных христианскому учению, отстаивавших свою веру, а нередко и принявших мученическую смерть. Жития посвящались людям, после своей кончины признанными церковью святыми. Межпредметные связи: история, МХК
Тренировочные тестовые задания 1. Мини ЕГЭ «Притча о добром Самарянине» 5 класс. Мини ЕГЭ «Притча о добром Самарянине» 5 класс 2. Мини ЕГЭ «Древнерусская литература» 5 класс 3. Мини ЕГЭ « Повесть временных лет» ( Сказание о Кожемяке 8 класс) 4. Мини ЕГЭ « Поучение Владимира Мономаха» 8 класс 5. Мини ЕГЭ « Повесть о Петре и Февронии Муромских» 7 класс. Мини ЕГЭ « Повесть о Петре и Февронии Муромских» 7 класс 6. Мини ЕГЭ «Слово о полку Игореве» 8 класс Вариант 1Вариант 1, вариант 2, вариант 3.вариант 2вариант 3 7. Контрольный тест к уроку внеклассного чтения по теме «Повесть временных лет» 8 класс Вариант1Вариант1, вариант2.вариант2. 8. Задание тестового характера «Повесть о Петре и Февронии Муромских». 7 классЗадание тестового характера «Повесть о Петре и Февронии Муромских». 7 класс 9. Задание тестового характера «Слово о полку Игореве» 10. Карточки –задания по «Слову о полку Игореве» Пояснительная записка к тестовым заданиям и ответы на них
6-ой класс Цель: расширять кругозор учащихся через чтение стихотворений, в которых использованы библейские мотивы Тема: Духовная литература. Религиозные мотивы в стихах русских поэтов.Религиозные мотивы в стихах русских поэтов. Количество уроков: 2 Теория литературы: молитва – особые слова, которые произносит верующий, когда обращается к Богу, к святым сонет – стихотворное произведение, построенное по определенной форме. Межпредметные связи: история,МХК. Урок внеклассного чтения.
7-ой класс Цель: познакомить с нравственными заветами Древней Руси Задачи: углублять знания учащихся о духовной литературе на примере «Житие Сергия Радонежского» проанализировать образы героев древнерусской литературы, проследить их эволюцию и эволюцию жанров на основе произведений помочь учащимся понять взгляды, идеалы народа, отраженные в «Повести о Петре и Февронии Меромских», почувствовать нравственную красоту и силу героев развивать навыки анализа текста Тема: Идеальный герой русской литературы «Житие Сергия Радонежского»Идеальный герой русской литературы «Житие Сергия Радонежского» Количество уроков: 1. Музейный урок.Музейный урок. Тема: Человек в древнерусской литературе. Основа нравственной оценки и способы изображения человека в фольклоре и древнерусской литературе.Человек в древнерусской литературе Количество уроков: 3 Тема: Гимн любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских»Гимн любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских» Количество уроков: 3 Теория литературы. Урок внеклассного чтения « Александр Невский – герой нации»
8-ой класс Цель: духовная и древнерусская литература как цельный период в развитии русской литературы, с особым видением мира и своеобразной поэтикой Задачи: дать представление о взаимовлиянии духовной и светской литературы в Древней Руси, показать влияние традиций духовной литературы дать понятие о древнерусской литературе, ее специфике, особенностях ее традиций показать историко – литературный принцип построения произведений на примере «Слово о полку Игореве» Тема: Древнерусская литератураДревнерусская литература «Повесть временных лет» Количество уроков: 2 Тема: Традиции «Слова …….» в литературеТрадиции «Слова …….» в литературе Количество уроков : 3 Тема: Духовная литература «Поучение Владимира Мономаха»Духовная литература «Поучение Владимира Мономаха» Количество уроков: 2 Теория литературы
9 – ый класс Цель: показать взаимосвязь духовной и светской литературы Тема: Архимандрит Иоанн ( Крестьянкин) «Слово на Светлой пасхальной Седмице», иеромонах Роман «Пресвятая Богородице» Количество часов: 1 Теория литературы: слово – художественное прозаическое произведение духовной литературы Древней Руси поучительного характера. Урок нравственности по литературному памятнику 16 века «Домострой»Урок нравственности по литературному памятнику 16 века «Домострой»
Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 9 Авторская программа по литературе « Духовно – нравственное воспитание школьника через изучение духовной и древнерусской литературы» Учитель: Петренко Елена Вениаминовна ( 1 квалификационная категория) Владимирская область г. Карабаново В начало