Приемы и методы работы по профилактике наркомании, правонарушений и алкоголизма среди несовершеннолетних в МОУ СОШ 8
всемирной организацией здравоохранения принята классификация профилактики: -Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость. Эффективность воздействия составляет-60-70%. -Вторичная профилактика направлена на предотвращение формирования зависимости от ПАВ и предполагает работу с людьми, употребляющими ПАВ, но не обнаруживающим признаков. Эффективность воздействия %. -Третичная профилактика(или реабилитация наркозависимых)проводится среди больных наркоманиями и токсикоманиями и направлена на предотвращение рецидивов заболевания. Эффективность воздействия-3-5 %.
цель профилактических мероприятий – устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации, наркомании и правонарушениям среди несовершеннолетних: 1. Индивидуально-психологический фактор: искажение личностных черт, деформацию мотивационной сферы, педагогическую запущенность, задержка психического развития. 2.Индивидуально-соматический фактор: наличие соматических наследственных заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии. 3.Социальный внешкольный фактор: нарушение прав ребёнка со стороны взрослых, вовлечение в противоправные действия. 4.Социальный школьный фактор: низкий социальный статус группы, негативно влияющий социально-психологический климат учебной группы.
задачи профилактики алкоголизма, наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних: - Создание форм активной социально-педагогической помощи для конкретного ребенка. - Формирование у подростка позитивных ценностных ориентаций в процессе социально-педагогической или коррекционной работы. - Вовлечение подростка в социально-полезную деятельность, формирование разносторонних увлечений. - Воспитание активной жизненной позиции, привитие качеств гражданина, семьянина и положительной самооценки. - Укрепление физического и психического здоровья ребенка. - Формирование основ правовой культуры. - Формирование навыков выживания в условиях общества.
комплексная система мероприятий по профилактике правонарушений, наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних.
Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии включения следующих составляющих: Направленность на искоренение источников дискомфорта как в самом ребёнке, так и в окружающей среде. Обучение ребёнка, повышение навыков, которые помогают достичь поставленных целей. Решение ещё не возникших проблем, предупреждение их появления.
Традиционным в нашей школе стали: - Заседания Совета отцов. - Еженедельные беседы социального педагога с учащимися, состоящими на учетах, по реализации Закона 1539 и о ведении ЗОЖ (каждую пятницу). - Лекции, проводимые инспекторами ОДН УВД, пользуются большой популярностью среди учащихся нашей школы. - Проведение конкурсов на лучший социальный плакат по АНТИНАРКО. - Заседания школьного ученического самоуправления
Внеурочная деятельность Лекции инспектора ОДН с учащимися по реализации Федерального Закона 71 Просмотр фильмов «Огни дискотек», «Скажи наркотика нет». Классные часы по профилактике алкоголизма. Анкетирование учащихся по профилактике табакокурения Родительские собрания на тему «Взаимодействие семьи и школы» Проведение акций, направленных на ЗОЖ. Беседы социального педагога. Встречи с представителем наркоконтроля г. Новороссийска Профилактические беседы фельдшера с учащимися по профилактике СПИДА. Участие в городских и школьных соревнованиях «Мы за здоровый образ жизни». Лекторий подросткового нарколога с учащимися. Анкетирование для учащихся с целью выявления мотивации, направленности личности, его интересов и увлечений
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Организация внеучебных занятий. Организация летней занятости. Посещение на дому. Контроль за учебной деятельностью (посещение уроков с целью определения уровня подготовки к занятиям). Оказание материальной помощи через родительский комитет класса. Индивидуальная работа по профилактике правонарушений, употребления ПАВ. Индивидуальные консультации с родителями. Составление социального паспорта трудного ребёнка.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ Организация внеучебной занятости. Организация летней занятости (совместно с соцзащитой, ЦЗН). Индивидуальная работа по профилактике правонарушений, употребления ПАВ. Индивидуальные беседы с родителями. Посещение на дому. Систематические рейды с инспектором ОДН по местам скопления молодежи. Антиалкогольное просвещение педагогического коллектива Информирование подростков о их правах и социальных гарантиях. Учет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Уровень правонарушений среди несовершеннолетних МОУ СОШ 8 за г.г.
ИНСПЕКТОР ОДН. Индивидуальная работа по профилактике правонарушений, употребления ПАВ. Рейды совместно с директором, соц.педагогом, классным руководителем по месту проживания учащихся. Систематические рейды совместно с соц.педагогом по местам скопления молодежи ( клубы, дискотеки). Индивидуальная работа с родителями «трудных» детей. Рассмотрение на совете профилактики. Вызов на МКДН. Проведение консультации для учащихся.
ПСИХОЛОГ Социологическое обследование учащихся. Проведение индивидуального и группового консультирования для родителей. Подготовка и проведение консультаций для учащихся. Подготовка и проведение педагогических консилиумов. Участие в работе комиссий. Разработка и апробация психодиагностических, профилактических, коррекционных методов работы.
МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА Беседы с учащимися о вреде употребления ПАВ. Медицинский осмотр ребенка. Направление (по необходимости) на санаторное лечение. Приглашение врача-нарколога.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО ВР Планирование работы по профилактике правонарушений учащихся МОУ СОШ 8 Координация работы по профилактике правонарушений всех муниципальных ведомств: УВД, социальной защиты, комиссии по делам несовершеннолетних, городского здравоохранения, отдела молодёжи, детских дошкольных учреждений. Содействие всем участникам образовательного процесса в профилактике правонарушений.
Библиотекарь - Проведение библиотечных уроков по профилактике употребления ПАВ. -Организация тематических выставок.
Выводы Система мероприятий разработанная в нашей школе для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа осуществляется в учебной и воспитательной работе социальным педагогом, психологом, учителями (воспитательный штаб). Самое главное в сложном комплексе условий, формирующих личность- дать возможность всем до единого школьникам попробовать себя в различных областях знаний и практической деятельности для определения своих интересов. Система профилактических мероприятий охватывает всё что окружает детей и то, во что они включены: игру, учебный процесс, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, походы, предметные кружки и спортивные секции и т.д. Таким образом эффективность комплексной системы профилактической работы всех служб нашей школы - уровень правонарушений снизился. Если в 2007 году состояло на учете 13 учащихся, то в 2009 году состоят на учете 7 учащихся.
Спасибо за внимание