Изучение имен концептов отрицательных эмоций на интегрированных уроках развития речи в профильной школе (на примере концепта Тоска)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Изучение этических концептов на уроках развития речи в 6 и 9 классах (на примере концепта «СЧАСТЬЕ»)
Advertisements

«Образ языка» XXI века и проблемы формирования языковой личности школьника Мишатина Н.Л., РГПУ им. А.И.Герцена.
Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент Варпахович Л. В.
Лингвокультурологическая специфика эмоциональных концептов в русской и английской языковых картинах мира Руководитель: кандидат филологических наук, преподаватель.
ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСОКОГО УРОВНЯ АКТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Ребёнок будет тянуться к урокам, если он найдёт в них условие.
Цель: Выявить,описать и доказать целесообразность использования нетрадиционных подходов работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах.
Представление педагогического опыта работы. Понятие «опыт работы» Целостная характеристика практики решения воспитателем педагогических задач и проблем,
Проект ОЭР «Педагогические условия формирования ценностного отношения школьников к русскому языку» Подготовлен МО учителей русского языка и литературы.
Литературоведческий анализ текста как средство литературного развития учащихся начальных классов Подготовил: учитель начальных классов МОУ «Гимназия 1»
Представление опыта работы Структура целостного описания опыта работы Методист отдела инновационной работы Антоневич А.Ю.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Моделирование урока когнитивного типа.
"Концепт-мessage как семантическое ядро бренда учреждения".
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Гуляева Наталья ученица «Гимназии 1 им. Ю.В. Романенко» 10 А класса Научный руководитель: Чебасова Татьяна Евгеньевна.
«Требования к рабочим программам учителей начальных классов»
Апробация новых форм обучения литературе в условиях профильного обучения. Нечипоренко М.Н., учитель литературы МОУ «Гимназия 7», г.Пермь.
Апрель 2011 год ГОУ СОШ 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга Скрыльникова Е.С., зам. директора по УВР.
Текстообразующие функции производных имен прилагательных в романе Б.Окуджавы «Путешествие дилетантов» Магистерская диссертация магистрантки филологического.
Сочинение на лингвистическую тему Готовимся К ГИА.
ПРОСТРАНСТВО ДОМА В РУССКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ 1. Связь между языковым знаком и использующим его в процессе коммуникации человеком является сложной и многоаспектной:
Транксрипт:

Изучение имен концептов отрицательных эмоций на интегрированных уроках развития речи в профильной школе (на примере концепта Тоска)

Целью исследования является разработка и обоснование методической системы работы по формированию у старшеклассников ценностной картины мира на основе лингвоконцепта Тоска в процессе их речевого развития.

Задачи: Выявление уровня сформированности лингвокультурологических знаний старшеклассников на основе осмысления и переживания ими эмоционально значимого концепта Тоска. Разработка учебного лингвокультурологического сценария изучения концепта Тоска как средства приобщения к «культурной теме» в языке. Разработка системы лингвокультурологических интегрированных уроков развития речи (русский язык, литература, развитие речи) для профильной школы.

Научный результат исследования: Определена структура концепта тоска (его понятийная, образная, значимостная и ценностная составляющие), как основа для создания учебного лингвокультурологического сценария изучения данного концепта в классах. Выявлены тематические доминанты изучения концепта тоска в профильной школе (на основе КЭ).

Тоска в словарях определяется так: 1. Душевная тревога, уныние. 2. Скука, а также (разг.) что-н. очень скучное, неинтересное. С. И. Ожегов 1. Тяжёлое гнетущее чувство, душевная тревога. 2. Скука, уныние, царящие где-л., вызываемые однообразием обстановки, отсутствием дела, интереса к окружающему. 3. О том, что вызывает у кого-л. состояние душевного томления, сильной скуки, уныния. А. П. Евгеньева 1. а) Душевная тревога в соединении с грустью, унынием. б) Выражение такого состояния. 2. разг. Скука, уныние, вызываемые однообразием обстановки, отсутствием интересов и т.п. Т.Ф. Ефремова

Обобщающее определение, рассматриваемое в дальнейшем как системное значение слова, имеет следующий вид: тяжёлое гнетущее чувство, душевная тревога, скука, уныние.

Написать своими словами, как они понимают, что такое тоска. Описать отрицательные стороны переживания тоски. Описать положительные стороны переживания тоски. Описать способы преодоления тоски. Ответить на вопрос: «Испытывали ли Вы когда-нибудь тоску?»

Наличие возрастных значений, отмирающих во временной динамике (тоска по маме, по близким людям, друзьям – наличие устойчивых идиоматических конструкций). Наличие возрастных семантических компонентов (способы преодоления тоски: съесть коробку конфет, поиграть в компьютер (9 кл.) общение (излить душу) (10-11кл.). изменение яркости значений и отдельных компонентов значения во временной динамике (тоска о близком человеке, доме (9-11 кл.) тоска жизни, высокая тоска (10-11кл.).

Эксперимент показывает, что ряд значений концепта тоска, зафиксированных в словарях, не находит подтверждения в сознании старшеклассников (например, уныние). К 11 классу возрастает интерес к метафизической сущности тоски. Отсутствие в понимании концепта тоска специфически русского компонента (русская тоска).

Учебный лингвокультурологический сценарий изучения концепта «Тоска» Концепт тоска как одна из доминант русской ментальности. Чувство тоски в фольклоре: экспрессивные композиты грусть-тоска, тоска-печаль, тоска-кручина. «Культурная память» слова: тоска, теснота, тощий, туга. Определение вариативности «состава» чувства тоски: тревога, скука, боль, страх. Круг лексем, участвующих в выражении одного из центральных концептов русской культуры – концепта тоска. Разграничение близких эмоциональных состояний в русском языке: тоска – печаль – грусть – скука. Сплин, хандра как средство выражения специфических понятий, порожденных той или иной «модной», актуальной для эпохи системой взглядов. Метафорические образы тоски. «Чувство тоски» в языке и в художественном тексте: общеязыковые и индивидуально-авторские смыслы.

Учебный лингвокультурологический сценарий изучения концепта «Тоска» отвечает следующим критериям построения: 1) идеографический (тематический) критерий, когда отбирается тематически организованная лексика; 2) парадигматический критерий, который предполагает отбор слов, обладающих широким спектром семантических связей (синонимией, антонимией и др.); 3) частотный – как требование введения в содержание курса активно употребляемой лексики; 4) градуальный критерий, когда концепт вводится и изучается с постепенным расширением его значений, с постепенным углублением понятия.

Система интегрированных лингвокультурологических уроков развития речи(русский язык, литература) Лингвокультурологический интегрированный Урок 1: «...Такая тоска, барин. У русского человека она особенная». Лингвокультурологический интегрированный Урок 2: «Русская хандра под лингвистическим микроскопом». Лингвокультурологический интегрированный Урок 3: «Диалог с поэтическим текстом: «Моя Тоска – это моя Тоска» (И. Анненский)». Лингвокультурологический интегрированный Урок 4-5: ««Загадочность тоски» (В. Высоцкий)».

Удалось сформировать целостное представление учащихся о концепте «Тоска». Расширились фоновые знания учащихся. Появилась речевая свобода в моделировании личностного концепта «Тоска» на основе знаний об общеязыковом и художественном концептах. В работах появился специфический русский компонент значения концепта «Тоска», отсутствие которого в сознании старшеклассников было выявлено нами в ходе КЭ. В работах отражено увеличении образных ассоциаций концепта «Тоска», метафорическое поле концепта становится шире. Повысился интерес учащихся к интегрированным урокам развития речи, в центре которых лежит исследование внутреннего мира человека.