ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Он учит речевой коммуникации, Грамматика и лексика его предмет. Дыханию, фонации, артикуляции Со знаньем дела вас научит ЛОГОПЕД. Возможно, у ребенка есть проблемы с речью, Тогда могу вам дать практический совет: Решение вопроса обеспечит Лишь только профессиональный ЛОГОПЕД. Он учит речи: чистой, плавной, внятной. Он знает красноречия секрет: Как говорить и ясно, и понятно, - Квалифицированный мастер – ЛОГОПЕД.
Он разъяснит, нацелит, обоснует, Расскажет и покажет тет-а-тет, Запишет, уточнит, рекомендует Внимательный, тактичный ЛОГОПЕД. Работает он тонко, терпеливо, Слагая результат из маленьких побед, Работает умело, эффективно Интеллигентный, деликатный ЛОГОПЕД. Теперь знакомы вы с профессией прекрасной, Вам лишь осталось постучаться в кабинет (В больнице, школе или детском садике) С табличкой скромной «ЛОГОПЕД».
Целью логопедического направления является создание системы, способствующей выявлению и устранению речевых нарушений учащихся логопедическими средствами, формированию предпосылок для успешной социализации и личностной реализации каждого ребенка. Задачи логопедического направления: - предупреждение расстройств речи, помощь естественному стремлению ребенка преодолеть возрастные и патологические недостатки речи; - коррекция нарушений письменной речи путем фонетических (фонематических), морфологических и синтаксических обобщений; - развитие и усовершенствование устной речи учащихся; - развитие основных психических процессов (памяти, внимания, мышления).
ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП определение структуры и степени выраженности речевых нарушений планирование соответствующей коррекционной работы КОРРЕКЦИОННЫЙ ЭТАП устранение речевых нарушений развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребенок мог бы успешно обучаться в школе ОЦЕНОЧНО-КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП подведение итогов проведение анализа коррекционной работы определение перспективы дальнейшей деятельности
НАРУШЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ Ротацизмы – расстройство произношения фонем [р] и [р], которое выражается в искажении этих фонем или их отсутствии в речи. Ламбдацизмы – неправильное произношение звуков [л] и [л]. Сигматизмы свистящих звуков – расстройство произношения свистящих звуков, при котором наблюдается чрезмерно острое образование шипящих, появление в них добавочного свистящего звука. Сигматизмы шипящих звуков – расстройство произношения, при котором фонемы [с],[з],[ц] приобретают более или менее шипящий оттенок. Парасигматизмы – нарушение речи, при котором шипящие и свистящие звуки заменяются другими звуками. Межзубное произношение – кончик языка просовывается между верхними и нижними резцами
ДИСГРАФИЯ это частичное специфическое нарушение процесса письма артикуляторно-акустическая дисграфия дисграфия, в основе которой лежит отражение неправильного восприятия и произношения звуков на письме, опора на неправильное проговаривание акустическая дисграфия дисграфия, обусловленная расстройством дифференциации фонем и проявляющаяся в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам (при устной речи звуки произносятся правильно) дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза дисграфия, в основе которой лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза; на письме проявляется в искажениях структуры слова и предложения аграмматическая дисграфия дисграфия, связанная с недоразвитием грамматического строя речи; может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста оптическая дисграфия дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме
ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА
ТРЕБОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА К УЧЕНИКУ учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках); учет возрастных особенностей детей; предъявление программных требований к учащимся с учетом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения; осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности; закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках; придание обучению воспитывающего характера; всестороннее развитие личности учащегося.
I. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия: пропуск букв и слогов – «прощла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка); перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натуспила» (наступила); недописывание букв и слогов – «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли); наращивание слов с лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква); искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щёки), «спеки» (с пенька); слитное написание слов и их произвольное деление – «насто» (на сто), «виситнастене» (висит на стене), «у стала» (устала); неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофёром.»; замена одной буквы на другую – «трюх» (трёх), «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги), нарушение смягчения согласных – «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь). II. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи: аграмматизм – «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки» (пять жёлтеньких цыплят); слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при летели», «в зела» (взяла), «подороге».
«Побеждаем трудности письма без тетради и ручки», т.е. преимущественно в устной форме усвоения операций письма в ходе коллективной синхронной деятельности; «Каждая минута урока – для каждого ученика», что обеспечивается использованием системы сигналов обратной связи, которыми оперируют дети в согласованном темпе; Не допускать, чтоб «отряд не заметил потери бойца»: учимся оперативно «считывать» ответы детей по каждому заданию, не пропустив (на слух и глазом) ни одной ошибки в действиях детей; «Ребёнок имеет право на ошибку» - в иной атмосфере урока дети приучаются скрывать от учителя или маскировать свои сомнения и непонимания; «Обнаруженная ошибка укрепляет ученика, скрытая - ослабляет», ибо ученик её не преодолел; «Без тренировки нет научения», т.е. не жалеем времени на вариативные тренировочные упражнения; «Освобождаемся от речевых штампов», т.е. не засоряем «эфир» каждые три минуты инструкциями типа «Слушайте меня внимательно!»; «Не стоим по ту сторону барьера», т.е. не заявляем ученикам, например: «Я вам сейчас задам вопрос, а вы мне должны …»
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОУЧРЕЖДЕНИЯ