Диагностика в работе классного руководителя Занятие 2
План. Понятие о педагогической диагностике. Функции диагностики. Предмет и методы диагностики. Работа с учащимися. Работа с семьёй.
Диагностика - от греч. diagnostikos – способный распознавать – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности.
3 типа диагностики в работе классного руководителя: 1. Начальная 2.Корректирующая (текущая) 3. Обобщающая (итоговая)
Начальная диагностика (3 варианта): Коллектив сформирован впервые Коллектив неновый, но классный руководитель впервые приступает к работе с ним. Коллектив и КР уже работали вместе
Корректирующая диагностика - ориентирует педагога на изменения в коллективе, помогает принять быстрое решение по совершенствованию своей деятельности.
Обобщающая диагностика (три области): Результаты обучения Результаты воспитания Результаты педагогического процесса
Предмет и методы педагогической диагностики: Предмет анализа – социально- нравственные качества учеников класса
Содержание диагностики: демографические данные об ученике и его семье; данные о здоровье и физическом развитии ребенка; познавательные способности (особенности внимания, памяти, воображения, мышления); эмоционально-волевая и мотивационная сфера; направленность личности (интересы, отношения, ценности); поведение, поступки учащихся; изучение класса в целом, как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и другое.
Методы диагностики: Опрос Наблюдение Беседа Анкетирование Столкновение взглядов, позиций Метод незаконченного предложения Метод социометрического выбора
Результат диагностики: Характеристика отдельных учащихся Диагностическая карта класса
В таблице отражены демографические, медицинские, психологические и педагогические данные.
Комплекс методов: 1. Разовый письменный опрос 2. Беседы 3. Анализ документов и работ учеников 4. Наблюдение 5. Социометрические и проективные (тесты) методики 6. Анкеты.
Правила для КР: Правило 1. Если родители поделились информацией со своим классным руководителем, она не должна стать доступной всем. Правило 2. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя по изученной проблеме. Правило 3. Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков. Правило 4. Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем. Правило 5. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал.