Реабилитация детей с аутизмом при помощи музыкальных занятий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ДОКЛАД. Музыкальное воспитание, как средство раскрытия творческого потенциала детей с ограниченными возможностями. Вихрова О.А.
Advertisements

«Развитие музыкальных способностей у детей раннего возраста» Автор: муз. руководитель ГБДОУ д/с 49 Зеленская Е. В.
Содержание: Содержание 1.Характеристика ритмики, как вида исполнительской музыкальной деятельности 2.Значение музыкально ритмического воспитания для формирования.
МБДОУ Детский сад комбинированного вида 42 «Рябинка» г.п. Лесной Пушкинского района Московской области музыкального руководителя Рантюк Т. Н.
Реабилитация неслышащих детей на занятиях и уроках музыки в детском саду и школе Шайхиева Ольга Рудольфовна Шайхиева Галина Тагировна учителя музыки ГБС(К)ОУ.
Материалы презентации подготовила музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад 232 «Рябинушка» Лебедева О. В.
Коррекционна я работа.. Психологическая коррекция – определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению особенностей психического.
Методическая разработка раздела образовательной программы по образовательной области музыка. Тема : « Интеллектуальное развитие старших дошкольников посредством.
«Интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Музыка» на логоритмических занятиях» Т.И. Глушкова Т.А. Мельникова МКДОУ 37 «Теремок» 2013 год.
М УЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Музыкальный руководитель Голубева Елена Анатольевна ГБДОУ 26 1.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 655 от 23 ноября 2009г. «Об утверждении и вводе в действие федеральных государственных требований.
ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.Предпроектный этап 2.Этап реализации проекта (организация работы) 3.Промежуточный этап (рекомендации по полученным результатам.
Итоги работы по коррекции речевых нарушений у детей со сложной структурой дефекта учитель-логопед – Филатова Ирина Александровна.
ГОУ ТО «Алексинский детский дом» Подготовили Учитель-логопед Скотникова Н.А. Муз. руководитель Игнатьева С.Ю Презентация.
Значение музыки в воспитании детей. Консультация для родителей
«Телесно-ориентированный подход как здоровьесберегающий компонент воспитательно-образовательного процесса» Подготовили: Спиридонова И. А., педагог-психолог.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению.
Особенности образования и профессиональной ориентации детей с кохлеарной имплантацией Особенности образования и профессиональной ориентации детей с кохлеарной.
Сообщение на РМО муз. руководителей Подготовила - Евсович И.У.
Музыкальный руководитель МБДОУ 4 «Соколенок» Гамидова Хаджар Исабековн г.Дагестанские Огни 2019 г.
Транксрипт:

Реабилитация детей с аутизмом при помощи музыкальных занятий

Музыкальная коррекция – это направление, которое основывается на лечебном влиянии музыки на психологическое состояние ребенка. Доказано, что стимуляция мозга музыкой активизирует связи между нервными клетками и предотвращает их дальнейшую деградацию.

Классификация современных методов в музыкальной коррекции детей с РДА: Методы, направленные на ответную реакцию, а также эмоциональную активизацию; Методы, направленные на ответную реакцию, а также эмоциональную активизацию; Тренинговые методы, которые используются в контексте поведенческой терапии; Тренинговые методы, которые используются в контексте поведенческой терапии; Релаксационные методы; Релаксационные методы; Коммуникативные методы; Коммуникативные методы; Творческие методы в форме инструментальной, вокальной, двигательной активности. Творческие методы в форме инструментальной, вокальной, двигательной активности.

Данные методы направлены на коррекцию составляющих аутичной проблематики: - нарушения социального взаимодействия и коммуникации; - неадекватность функционирования эмоциональной сферы; - отсутствие гибкого поведения в социуме; поведения в социуме; - наличия стереотипного поведения. поведения.

Основная коррекционная задача на музыкальных занятиях с детьми аутистами: формирование и развитие слухо–вокальной, слухо–двигательной, зрительно–двигательной координации и возможность в последующем синтезировать их в одной их в одной деятельности. деятельности.

Мы не стараемся превратить этих Мы не стараемся превратить этих детей в хороших исполнителей, а пытаемся с помощью музыки затронуть и возбудить сознательные или бессознательные реакции ребенка, помочь ему наладить разнообразные способы коммуникации.

Принципы построения занятий: 1) Учет психоэмоционального состояния: начинать и заканчивать занятие спокойной и негромкой музыкой; начинать и заканчивать занятие спокойной и негромкой музыкой; на протяжении занятия следует отслеживать эмоциональное состояние ребенка и соответственно корректировать интенсивность занятия. на протяжении занятия следует отслеживать эмоциональное состояние ребенка и соответственно корректировать интенсивность занятия.

2) Постепенное усложнение материала: Построение занятия от простого к сложному: от определенных операций к целостному вокально–пластическому действию. 3) Максимальное использование непроизвольных двигательных реакций в комплексе со слуховым, зрительным, тактильным анализаторами: Любое полноценное восприятие музыки – это ритмическое восприятие. Оно включает в себя разнообразные осмысленные движения и становится слухо– двигательным процессом.

Рекомендуемая структура музыкального занятия с детьми аутистами Приветствие как ритуал; Приветствие как ритуал; Регуляционные упражнения (активизация зрительного, слухового, двигательного внимания); Регуляционные упражнения (активизация зрительного, слухового, двигательного внимания); Коррекционно – развивающие упражнения ( основной блок); Коррекционно – развивающие упражнения ( основной блок); Прощание как ритуал Прощание как ритуал

Єтапы основного блока музыкального занятия І этап: музыкально – ритмические игры для сенсорной стимуляции, которые переходят в игры для развития речи, пения и игру на музыкальных инструментах. І этап: музыкально – ритмические игры для сенсорной стимуляции, которые переходят в игры для развития речи, пения и игру на музыкальных инструментах. ІІ этап: слушание музыки в комплексе с ритмическими движениями; инсценированные попевки, которые способствуют коммуникации, побуждают детей двигаться в едином ритме; упражнения на релаксацию мышечного тонуса, обучающие детей контролировать свои мышцы и эмоциональное состояние. ІІ этап: слушание музыки в комплексе с ритмическими движениями; инсценированные попевки, которые способствуют коммуникации, побуждают детей двигаться в едином ритме; упражнения на релаксацию мышечного тонуса, обучающие детей контролировать свои мышцы и эмоциональное состояние. ІІІ этап: музыкально – ритмические игры (игры – диалоги); танцевальные упражнения и танцы. ІІІ этап: музыкально – ритмические игры (игры – диалоги); танцевальные упражнения и танцы.

Подбор музыкального репертуара требует особого индивидуального подхода, т.к. реакции аутичного ребенка на музыку, которую он слушает, непредсказуемы – страх, отстраненность, радостное возбуждение или равнодушие. Одни предпочитают живую музыку в исполнении педагога, другим в исполнении педагога, другим нравятся фонограммы. нравятся фонограммы.

Окружающая обстановка играет огромную роль при организации музыкального занятия с детьми с РДА. Любая перемена в обстановке может вызвать панику, раздражение или же заставит ребенка уйти в себя. Поэтому мы стараемся сохранять Окружающая обстановка играет огромную роль при организации музыкального занятия с детьми с РДА. Любая перемена в обстановке может вызвать панику, раздражение или же заставит ребенка уйти в себя. Поэтому мы стараемся сохранять в целом, ту обстановку, в целом, ту обстановку, к которой ребенок к которой ребенок привык. привык.

Особенности обучения игре на музыкальных инструментах (из опыта работы музыкального руководителя КДОУКТ 168 «Особенный ребенок» Василевской О.О.) Дети с аутизмом лучше общаются с предметами, чем с людьми. Дети с аутизмом лучше общаются с предметами, чем с людьми. Музыкальные инструменты становятся средством самовыражения. Музыкальные инструменты становятся средством самовыражения. Для ребенка с аутизмом звук более понятен, если он видит источник этого звука и движения, вызывающие его. Для ребенка с аутизмом звук более понятен, если он видит источник этого звука и движения, вызывающие его. При игре на музыкальном инструменте развиваются перцептивные и двигательные взаимоотношения, что приводит к контролю над скоростью, силой и амплитудой движения. При игре на музыкальном инструменте развиваются перцептивные и двигательные взаимоотношения, что приводит к контролю над скоростью, силой и амплитудой движения.

Игра на музыкальном инструменте заменяет стереотипии, характерные для аутизма, когда предмет бессмысленно вертят в руках, и побуждает ребенка к осознанному прикосновению к инструменту с целью извлечь звук. Игра на музыкальном инструменте заменяет стереотипии, характерные для аутизма, когда предмет бессмысленно вертят в руках, и побуждает ребенка к осознанному прикосновению к инструменту с целью извлечь звук. Занятия с духовыми инструментами (дудочки) служат осознанию ребенком ощущения давления воздуха. Занятия с духовыми инструментами (дудочки) служат осознанию ребенком ощущения давления воздуха. Инструменты, которые мы предлагаем детям, не требуют никаких специальных навыков. Разнообразие шумовых и ударных инструментов велико: треугольники, бубенцы, колокольчики, бубны, тамбурины, деревянные коробочки, маракасы, барабаны и многие другие. Дополняют этот ансамбль ксилофоны и металлофоны. Инструменты, которые мы предлагаем детям, не требуют никаких специальных навыков. Разнообразие шумовых и ударных инструментов велико: треугольники, бубенцы, колокольчики, бубны, тамбурины, деревянные коробочки, маракасы, барабаны и многие другие. Дополняют этот ансамбль ксилофоны и металлофоны.

На первом этапе нужно предоставить ребенку возможность использовать инструменты и свой голос так, как ему хочется, даже если он использует необычные способы звукоизвлечения.

На следующих этапах работы с детьми мы придумываем графические обозначения для различных инструментов и составляем простейшие партитуры, в которых обозначаем последовательность игры инструментов. (Метод визуализации очень важен при обучении детей с РДА.) На следующих этапах работы с детьми мы придумываем графические обозначения для различных инструментов и составляем простейшие партитуры, в которых обозначаем последовательность игры инструментов. (Метод визуализации очень важен при обучении детей с РДА.)

Для визуализации длительности звука используем разнообразные предметы: ленточки, полоски, линейки, палочки разной длины. Используем также схематические изображения, выкладывая ритм на фланелеграфе: длинный звук – большая звездочка (длинная лента или полоска…), короткий звук – маленькая. Для визуализации длительности звука используем разнообразные предметы: ленточки, полоски, линейки, палочки разной длины. Используем также схематические изображения, выкладывая ритм на фланелеграфе: длинный звук – большая звездочка (длинная лента или полоска…), короткий звук – маленькая. Например: ритм – два коротких звука, один длинный.

Такой метод схематического изображения длительности звуков помогает детям аутистам наглядно представить и отобразить этот ритм.

Метод использования схематической партитуры После того, как дети хорошо освоят ритмы, можно переходить к исполнению на инструментах небольших попевок, пьес по схематической партитуре, в которой при помощи условных изображений отображается ритм и длительность звучания, последовательность игры каждого инструмента в ансамбле.

Используя визуальный метод музыкальный руководитель имеет возможность изменять количество активных каналов восприятия, громкость музыки и т.д. Это позволяет регулировать уровень активности ребенка, интенсивность стимуляции, избегая переутомления и переутомления и перевозбуждения ребенка. перевозбуждения ребенка.

Итогом всей коррекционно – развивающей и обучающей работы музыкального руководителя является взаимодействие ребенка с РДА со своими сверстниками: - игра на детских музыкальных инструментах в ансамбле; - танцы в парах, хороводе; участие в музыкальных участие в музыкальных играх – драматизациях, играх – драматизациях, праздниках, развлечениях. праздниках, развлечениях.

Спасибо за внимание!