Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей 1» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей 1» городского округа город Волгореченск городского округа город Волгореченск Костромской области. Предпрофильное и профильное обучение в «Лицее 1». Предпрофильное и профильное обучение в «Лицее 1». Разработала Могунова Елена Владимировна г. Волгореченск. г. Волгореченск год год.
Основные принципы реализации концепции профильного обучения в лицее 1. Профильное обучение является Профильное обучение является «средством дифференциации и индивидуализации, позволяющим за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования». (Концепция модернизации российского образования).
Цель : Предоставление учащимся возможности спроектировать Предоставление учащимся возможности спроектировать своё будущее и сформировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного профессионального выбора.
Задачи : Предоставить возможность выбора любых профильных и элективных курсов, ориентироваться в которых ученик сможет, исходя из планов, касающихся его деятельности в будущем; (Приложение 1, 2, 3) Предоставить возможность выбора любых профильных и элективных курсов, ориентироваться в которых ученик сможет, исходя из планов, касающихся его деятельности в будущем; (Приложение 1, 2, 3) Создать такие условия, чтобы каждый ученик нашёл себя, понял, к какой сфере деятельности он склонен и наиболее способен. (Приложение 4) Создать такие условия, чтобы каждый ученик нашёл себя, понял, к какой сфере деятельности он склонен и наиболее способен. (Приложение 4)4
История развития профильного обучения в лицее год – создание физико-математических классов совместно с ИГЭУ; 1987 год – создание физико-математических классов совместно с ИГЭУ; 1989 год – создание гуманитарного класса; 1989 год – создание гуманитарного класса; 1988 год – введение курса по специальностям: «секретарь- референт», «оператор ЭВМ»; 1988 год – введение курса по специальностям: «секретарь- референт», «оператор ЭВМ»; 1997 год – создание педагогического класса; 1997 год – создание педагогического класса; 2000 год – введение в 9-е классы спец.курсов, факультативов по профилю: физико-математический и педагогический; 2000 год – введение в 9-е классы спец.курсов, факультативов по профилю: физико-математический и педагогический; 2004 год – элективные курсы по выбору для 9-х классов; 2004 год – элективные курсы по выбору для 9-х классов; 2005 год - элективные курсы по выбору для 8-х - 10-х классов; 2005 год - элективные курсы по выбору для 8-х - 10-х классов;
Формы организации профильного обучения в лицее 1. Профильные классы, состоящие из учащихся данного общеобразовательного учреждения; Профильные классы, состоящие из учащихся данного общеобразовательного учреждения; Профильные группы, состоящие из учащихся «Лицея 1»; Профильные группы, состоящие из учащихся «Лицея 1»; Индивидуальное обучение учащихся лицея по специальной программе; Индивидуальное обучение учащихся лицея по специальной программе; Профильные группы, имеющие сборный состав из учащихся «Лицея 1» и школ города; Профильные группы, имеющие сборный состав из учащихся «Лицея 1» и школ города;
Компоненты профиля: Базовые общеобразовательные предметы, обязательные для всех учащихся; Базовые общеобразовательные предметы, обязательные для всех учащихся; Профильные общеобразовательные предметы; Профильные общеобразовательные предметы; Элективные курсы; Элективные курсы; Индивидуальные консультации; Индивидуальные консультации; Проектно-исследовательская деятельность; Проектно-исследовательская деятельность;
Перспективы развития Возможные варианты развития лицейского образования, не входящие в противоречие с Концепцией профильного обучения: академическое (углубление научно-теоретических знаний для дальнейшего обучения в высших учебных заведениях по классическим программам всех ступеней высшего образования и продолжения научной деятельности); академическое (углубление научно-теоретических знаний для дальнейшего обучения в высших учебных заведениях по классическим программам всех ступеней высшего образования и продолжения научной деятельности); Технологическое (овладение образовательными технологиями и их применение в сфере производственно-практической деятельности, непрерывном образовании); Технологическое (овладение образовательными технологиями и их применение в сфере производственно-практической деятельности, непрерывном образовании);
Приоритетные направления работы лицея год – участие лицея в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования (12-летка); год – участие лицея в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования (12-летка); 2003год – включён в эксперимент по профильному обучению; 2003год – включён в эксперимент по профильному обучению; год – создание и отработка проекта профильного образования в лицее; разработка учебных планов и программ; год – создание и отработка проекта профильного образования в лицее; разработка учебных планов и программ; 2006 год – здоровьесберегающие технологии; психолого- педагогическое сопровождение; 2006 год – здоровьесберегающие технологии; психолого- педагогическое сопровождение; год – юбилейный год: 40 лет лицею, 15 лет физико-математическому классу, 10 лет социально- педагогическому классу; год – юбилейный год: 40 лет лицею, 15 лет физико-математическому классу, 10 лет социально- педагогическому классу; 2009 год – анализ результатов работы; прогноз и реальность; новый педагогический поиск; 2009 год – анализ результатов работы; прогноз и реальность; новый педагогический поиск;
ОСНОВНАЯ ШКОЛА Педагогические технологии Классы/группы повышенного и углубленного уровня обучения Информационная работа Элективные курсы предпрофильной подготовки Диагностика интересов и способностей ПортфолиоПрофильные классы Школьное самоуправление Лицейский лагерь «Интеллект» Олимпиады, конкурсы Научное лицейское общество Интеллектуальные марафоны Лицейский образовательный форум Кружки, центры деятельности СТАРШАЯ ШКОЛА Проектно-исследовательская деятельность Элективные курсыПодготовительные курсыИнформационная работаПедагогические технологии Знания, умения, навыки Ключевые компетенции + Успешная социализация выпускника Схема профильного обучения в лицее 1 Назад
Элективные курсы предпрофильной подготовки 8-9 классы Предметно- ориентированные -подготовка к итоговой аттестации по русскому языку; -изучаем Конституцию России; -анализ художественного текста; -основы архитектурно- строительного черчения; -приёмы обработки древесины; Ориентированные на профиль -методика проведения интеллектуальных игр; -решение нестандартных задач; -решение задач с параметрами; -технология создания Школьного сайта; -процентные вычисления; -геометрический тренинг; -Психология личностного роста; Расширяющие познавательную деятельность -экология современного человека; -великие открытия в биологии; -цветочный дизайн; -занимательная география; - «химия в нашем доме»; Лицей 1. Назад
Примеры элективных курсов предпрофильной подготовки литература информатика английский язык МВР г География Назад
Примерные учебные планы Примерные учебные планы профильного обучения Примерные учебные планы Учебный план Общеобразовательного лицея 1 г. Волгореченска Костромской области на учебный год. Назад
Классы-группы, ориентированные на профессии: «Секретарь-референт» (факультатив) Свидетельство о присвоении квалификации. «Организатор детского коллектива» социально-педагогический профиль (учебный план) Свидетельство о присвоении квалификации «Оператор ЭВМ – программист» (элективный курс) Свидетельство о присвоении квалификации. Назад
Социальный заказ Выявление пожеланий учащихся и их родителей, анализ социального заказа; Выявление пожеланий учащихся и их родителей, анализ социального заказа; Создание рабочих учебных планов каждого профиля; Создание рабочих учебных планов каждого профиля; Углублённое изучение отдельных предметов; Углублённое изучение отдельных предметов; Установление связей с учреждениями высшего и среднего профессионального образования; Установление связей с учреждениями высшего и среднего профессионального образования; Создание системы дополнительного образования; Создание системы дополнительного образования; Организация условий для развития творческих способностей учащихся через деятельность научного лицейского общества; Организация условий для развития творческих способностей учащихся через деятельность научного лицейского общества; Назад
Данная модель предпрофильного и профильного обучения в «Лицее 1» создавалась с целью индивидуализации и социализации обучения и кооперации старшей ступени лицея с учреждениями высшего профессионального образования (КГУ им. Н.А.Некрасова, ИГЭУ). Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного обучения. Данная модель предпрофильного и профильного обучения в «Лицее 1» создавалась с целью индивидуализации и социализации обучения и кооперации старшей ступени лицея с учреждениями высшего профессионального образования (КГУ им. Н.А.Некрасова, ИГЭУ). Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного обучения.