Сохранение здоровья школьников как актуальная педагогическая задача «Нашей новой школы» Чепель Татьяна Леонидовна
В.А. Сухомлинский Я не боюсь еще и еще раз повторять, что забота о здоровье – важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение всех лет обучения, то добрая половина из них – о здоровье
Условия обеспечения здоровья школьников в Новосибирской области Сопутствующие Полноценное питание Школьные автобусы Столовые Медицинские кабинеты Канализация Водоснабжение Тепло Противопожарная сигнализация Процессуальные Современное учебное оборудование Спортивные залы и площадки Современные учебные кабинеты Здоровьесберегающие технологии, программы и проекты Конкурсы, фестивали Оказание ППМС-помощи
Здоровье детей и подростков в России 10 % выпускников школ – здоровы Рост количества низкорослых и маловесных детей Рост доли курящих подростков до 70% – мальчики, до 50% - девочки Негативные тенденции в правонарушениях, подростковом алкоголизме, наркомании, токсикомании
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» « Необходимо создать такие условия обучения в школе, чтобы ребенку было комфортно и психологически, и физически», «чтобы к каждому учащемуся применялся индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья»
Школьные факторы риска Учебные перегрузки Школьная скука или излишняя суета Школьная гиподинамия Усредненный подход к детям Нерациональная организация учебного процесса Недостаточная психологическая компетентность учителя
Предлагаемые решения Сокращение учебных нагрузок (профильное обучение, вариативная часть УП, проекты, социальная практика, творческие виды деятельности – на уроках и вместо них) Индивидуальный подход к каждому учащемуся (индивидуальная образовательная траектория, портфолио, инклюзивное образование) Серьезная модернизация спортивно-оздоровительной работы ( увеличение, изменение содержания, индивидуализация уроков физкультуры, секции, кружки, соревнования, спортивный досуг) Совершенствование медицинского сопровождения (строгий контроль за здоровьем, карты здоровья, здоровое питание для всех, диспансеризация)
Образование и здоровье (типы школ) 1. Или хорошее образование или хорошее здоровье – 90% 2. Хорошее образование и сохранение здоровья детей – лидеры, источник важного опыта, точки роста! 3. Хорошее образование как условие укрепления здоровья детей – единицы, звезды, исключения
Психологическое насилие над ребенком равнодушие к усилиям, успехам и неудачам ребенка педагогический диктат открытое презрение к неудачам или недисциплинированности учащегося педагогический и родительский психоз отличных отметок временной цейтнот на уроке и при выполнении домашних заданий вербальные оскорбления
Психологическая безопасность – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.
Предложения Осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся Признание своей ответственности за здоровье детей Поиск путей исправления ситуации Утверждение здоровья педагога и ребенка как важнейшей педагогической ценности Реальное повышение психолого-педагогической компетентности учителей в области здоровья Стимулирование ЗОЖ педагогов и детей