Роль химических знаний в экологической подготовке и сохранении здоровья школьников. доклад подготовили учителя химии ВКК Ерёменко Е. Б. и Михина С. Ф.
Охрана окружающей среды и восстановление её качества стали глобальными проблемами первостепенной важности. «Можно утверждать, что только экологически образованный учитель – главная фигура в борьбе за чистый воздух, воду, почву, за богатство наших лесов, полей, водоёмов, за будущее планеты» Гамбург Д. Ю.
Мы имеем один экземпляр Вселенной и не можем над ним экспериментировать. В. Л. Гинзбург Загрязнение окружающей среды физическоехимическоебиологическое
Загрязнение окружающей среды естественное геологические процессы стихийные бедствия деятельность бактерий антропогенное энергетика промышленностьтранспорт сельское хозяйство коммунально- бытовые системы
Разумный человек приспосабливается к миру, а неразумный приспосабливает его к себе. Б. Шоу В большинстве случаев причиной загрязнений является человеческий фактор, то есть экологическая безграмотность, отсутствие экологической культуры, халатность.
Цели экологического образования 1. Формирование экологического мировоззрения и нового образа жизни, основанного на представлении о единстве человека с природой, 2. Экологическое сознание должно стать мировоззренческой доминантой общественного сознания, 3. Формирование личности с экологической культурой поведения, 4. Формирование активной гражданской позиции, стимулирование интереса к решению актуальных проблем
Экологические проблемы: 1. Поведение и распространение химически вредных веществ в естественных и антропогенных геосферах 2. Биохимические циклы элементов, химическая устойчивость и пределы саморегуляции биосферы 3. Нормирование, анализ риска залповых выбросов, химические катастрофы и химическая безопасность 4. Мониторинг окружающей среды 5. Оценка канцерогенной и мутагенной опасности изучаемых веществ 6. Физико-химическая оценка возможных воздействий загрязняющих веществ
Незнание природы – величайшая неблагодарность. Плиний Старший Экологическое образование реализуется через межпредметные знания, экологическую культуру (знание об окружающей среде, умение решать экологические проблемы, вести исследовательскую деятельность, здоровый образ жизни) и идёт по схеме: химические понятия экологические понятия природоохранительные понятия природоохранительные знания
Направления работы: Элективные курсы экологического содержания Участие в общественных экологических движениях (акция «Убери планету от мусора»)
Направления работы: Уроки- конференции, деловые игры Диспуты, дискуссии Экскурсии Краеведческая работа
Направления работы: Учебно- исследовательские и творческие проекты экологического содержания Участие в сетевых проектах (Всероссийская телекоммуникацион ная викторина)
Направления работы: Экологический эксперимент на уроках химии Задачи с экологическим содержанием Экологический паспорт школы
Здоровьесберегающие технологии перенос большей части учебной нагрузки на урок при сокращении до минимума домашних заданий, в содержательную часть урока включаем вопросы, связанные со здоровьем учащихся, используем виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления, для увеличения работоспособности и подавления утомляемости вводим в урок физкультминутки, упражнения для снятия усталости с глаз, демонстрационные и лабораторные опыты с токсическими веществами заменяем на виртуальный эксперимент
Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы. Т. Карлейль Человек – часть природы, и его здоровье зависит от окружающей среды. Прежде чем заботиться о своём здоровье, необходимо, прежде всего, позаботиться об окружающей среде.