Методика оценки социальной роли университетов (на примере методологии ОЭСР) Ольга Перфильева Институт международных организаций и международного сотрудничества Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Екатеринбург, 4-6 апреля 2011 г.
2 Актуальность Третья роль университетов - один из ключевых показателей развития сферы высшего образования и его места в обществе в странах- членах и странах-партнерах ОЭСР Повышение вклада университетов в развитие местных сообществ, городов и территорий – одна из основных общих задач развития высшего образования в глобальном контексте
3 Международный опыт Globally Competitive, Locally Engaged, или «Обзор роли вузов в региональном развитии» - долгосрочный проект Программы «Институциональное управление в высшем образовании» ОЭСР (в кооперации со Всемирным банком) Цель - разработка рекомендаций для национальных и региональных органов управления образованием по формированию и реализации политических стратегий, направленных на увеличение вклада вузов в социальное, экономическое и культурное развитие регионов Этапы и участники I этап – 14 регионов из 12 стран-членов ОЭСР (Австралия, Бразилия, Канада, Дания, Финляндия, Корея, Мексика, Нидерланды, Норвегия, Испания, Швеция, Англия) II этап стран-членов и стран-партнеров ОЭСР III этап –участие подтвердили Великобритания, ЮАР, Чили
4 Методика ОЭСР проекта «Обзор роли вузов в региональном развитии» Программы «Институциональное управление в высшем образовании» Проведение комплексного исследования роли вузов в развитии региона на основе: Самообследования на основе опросника, содержащего набор рекомендуемых ОЭСР тем для раскрытия, с участием всех вузов региона/города, а также других заинтересованных сторон (местных органов власти, промышленных и бизнес-кругов и т.д.). Результатом является отчет о самообследовании. Визита международной команды экспертов, результатом которого является экспертный отчет. Диссеминации результатов исследования на международных конференциях, публикация международного сопоставительного обзора. Описания социально-экономических показателей региона- участника проекта как составной части отчета самообследовании, включая описание географической, демографической ситуации в регионе, экономической и социальной базы региона
5 Актуальность для России Модернизация и продолжающееся реформирование ВО для повышения его конкурентоспособности Интернационализация ВО Необходимость гармонизации с наиболее успешным опытом зарубежных стран и сопоставимости результатов деятельности Новые проекты, значимые как с т.з. внутринациональных, так и глобальных процессов Создание ФУ – пример поиска оптимальных механизмов повышения роли вузов для развития национальной системы ВО, повышения ее конкурентоспособности, а также усиления интеграции вузов в региональное развитие
6 Анализ роли российских вузов в региональном развитии: адаптация методики Адаптация и апробация инструментария методологии ОЭСР Оценки социально-экономических эффектов участия вузов в региональном развитии Разработка рекомендаций по повышению эффективности партнерства вузов и регионов
7 Преимущества методики ОЭСР Позволяет провести комплексную оценку на основе статистического анализа и качественного социологического исследования Дает возможность объяснить сопоставимость полученных данных с данными международных оценок
8 Ограничения методики ОЭСР Ограничения на использование международной методики в оригинальном виде без адаптации Ограничения, связанные с достижением сопоставимости получаемых данных в связи с различиями в системах высшего образования в странах-членах и странах-партнерах ОЭСР Ограничения в применимости методики оценки для анализа сложных социально- экономических явлений и процессов в международном контексте
9 Что анализируем? процессы взаимодействия вузов с регионами модели и инструменты сотрудничества ресурсы, необходимые для сотрудничества вклад в региональное развитие потенциал сотрудничества
10 Предпосылки анализа Взаимодействие вузов с регионом – одно из условий их будущего развития Партнеры процессов регионального развития: вузы, региональные органы власти, предприятия и общественные организации, рынок труда и население Взаимодействие участников процессов может быть как организованным, так и не организованным, как направленным, так и ненаправленным Вузы могут играть как ведущую, так и ведомую роль в процессах регионального развития
11 Модели анализа взаимодействия вузов с регионами закрытая модель взаимодействия вуза с регионом; модель влияния национальной политики на процесс взаимодействия вуза с регионом; модель многофункционального и многоуровнего участия вузов в региональном развитии в контексте потребностей региона
12 Методы оценки роли вузов в региональном развитии Оценка, основанная на анализе статистических данных Качественный анализ процессов взаимодействия вузов с другими субъектами социально- экономической жизни региона На практике, часто, используются как взаимодополняющие друг друга методы сбора информации
13 Модель многофункционального и многоуровнего участия вузов в региональном развитии Учитывает специфику целей и функций федеральных университетов Позволяет: oОпределить для университетов ключевых партнеров, направления/сферы их взаимодействия с регионами в соответствии с программами развития oПроанализировать вклад университетов в развитие ключевых направлений/сфер на основе показателей эффективности программ развития университетов oВыработать рекомендации для вузов, национальной системы высшего образования, органов власти по повышению эффективности программ развития федеральных университетов для отрасли и регионов, в соответствии с потребностями их развития
14 Используемый инструментарий Методология ОЭСР oСамообследование на основе 1 общего опросника oВизит команды экспертов и интервью (доклад по итогам) oСопоставительный доклад oРекомендации oДиссеминация результатов исследования Методология анализа роли ФУ в региональном развитии oАнализ статистики показателей развития региона и вузов oСистема инструментов для опросов, интервью и фокус групп с различными категориями экспертов oСопоставительный анализ oПрогноз усиления роли вузов в региональном развитии oРекомендации
15 Отбор и опрос респондентов Опрос Процедура соотнесения семи глав опросника для самообследования, содержащие по меньшей мере около 200 вопросов. В результате были получены путеводители к интервью и фокус-группам для шести категорий участников исследования в 2 пилотных регионах. Отбор Количество экспертных интервью – 6 в каждом из 2 пилотных регионов От каждой категории экспертов для участия в интервью было отобрано по 1 респонденту от каждой группы. Количество респондентов фокус-групп составило 7-9 человек в каждом из 2 пилотных вуза.
16 Спасибо за внимание!