В таёжной и лесостепной зоне строили полуподземные дома. Для этого рыли котлован, затем внутри возводили каркас из брёвен, закрывали его бревенчатой крышей, засыпали сверху землёй и обкладывали кусками дерна, оставляя открытым только вход. Земля защищала от ветра и мороза. На дальнем севере, где жили оленеводы и охотники самым удобным жилищем был чум. Чум - переносной дом, он очень похож на те сооружения, которые строили её люди каменного века. Чум состоял из длинных прямых жердей. Их составляли конусом, связывали и сверху обтягивали полотнищами бересты или оленьими шкурами. При перекочёвках чум разбирали, укладывали на нарты и перевозили на новое место. Позже дома стали строить на поверхности земли. Вид домов был самым разнообразным. Одни имели плоскую крышу, а стены их состояли из вертикально вкопанных в землю столбов. Другие были срублены из бревен, а сверху закрыты высокой двускатной крышей. Такие дома и до настоящего времени можно увидеть в деревнях.
У народов Севера для перевозки жилищ с места на место изготавливали специальные грузовые нарты. В каждой семье было несколько нарт, на которых отдельно перевозили жерди и покрышки от чума, а также предметы внутреннего убранства. Народы на юге Сибири часто использовали юрты, мы о них уже говорили. Иногда их делали из брёвен, и получались шести- и восьмиугольные дома. Иногда деревянный каркас обтягивали плотным войлоком, такие дома называли по старой привычке юртами.
Так археологи реконструировали Вознесенское городище памятник 1416 веков в Барабе. Некогда на этом месте существовала крепость Тон- Тура, которая была ставкой наместника Сибирского хана. Крепость стояла на высоком мысу и отделялась от береговой части широким рвом. Сами крепления делились на четыре части, каждая имела свои собственные стены и отделялась от соседней рвом. В 750 году территория современной Республики Тыва вошла в состав Уйгурского каганата. В верховьях Енисея уйгуры построили целую систему крепостей. На рисунке показана реконструкция самой большой из них. Археологи назвали ее Шагонарское городище. Они считают, что здесь была ставка наместника уйгурского кагана. Крепость была сложена из сырцовых кирпичей и окружена рвом.В ней располагались казармы гарнизона, ремесленные мастерские и торговые ряды. Окрестное население селилось в юртах поблизости от крепости, чтобы во время военной опасности можно было укрыться за её стенами.
На рисунке из Кунгурской летописи изображён городок Кизыл-Тура в устье реки Ишим. Под защитой земляных валов и обрывистого берега реки стоят ханский дворец и мечеть, построенные из сырцовых кирпичей среднеазиатскими зодчими. За мечетью правильными рядами расположены юрты кочевой знати. Их купола украшены бунчуками развевающимися конскими хвостами, обозначающими ранг владельца юрты. Русские строили в Сибири свои города так же, как это делами их предки на Руси. Первые русские города в Сибири стояли в естественно защищённых местах, были обнесены валами и рвами. Все они были деревянными, с мощными бревенчатыми стенами и высокими башнями. Жилые и хозяйственные постройки первоначально располагались внутри крепости. Позже люди начинали селиться и вокруг неё. Так постепенно из крепости вырастал город.
Первые государства в Южной Сибири были созданы скотоводами кочевниками. Большая часть населения этих государств жила в войлочных юртах и занималась разведением овец и лошадей. Даже правители ханы и каганы, имеющие каменные дворцы и крепости, предпочитали больную часть года проводить в привычных для кочевника шатрах и юртах. Государства кочевников существовали в условиях постоянных войн. Почти всё мужское население страны в любой момент готово было выступить в поход. Пока государство вело победоносные войны, оно было единым и могущественным, территория его постоянно расширялась, а власть правителя была безгранична. Как только внешние войны прекращались, обычно начинались междоусобицы, государство слабело и распадалось.
В Кыргызском каганате существовала своя собственная (енисейская) письменность. Такие каменные стелы устанавливались в долине Среднего Енисея возле курганов знатных кыргызов. Надписи на камнях рассказывают о деяниях каганов и полководцев. Мужское население кочевых государств делилось на военные отряды, во главе которых стояли командиры из местной знати. Они решали не только военные, но и гражданские дела.
За Полярным кругом в Западной Сибири издавна живут ненцы, основным занятием которых является охота и оленеводство. На юге Сибири живут несколько родственных народов, говорящих на языках тюркской группы, татары, алтайцы, хакасы. Они всегда славились как хорошие скотоводы, ремесленники и земледельцы. Это их предки создали первые в Сибири государства Тюркский каганат и Сибирское ханство. Предками народов Южной Сибири татар, алтайцев и шорцев были тюрки, создавшие некогда Великий Тюркский каганат. К 18 веку коренные народы Сибири стали занимать те Территории, где они расселяются и ныне. Конечно, сейчас они не единственные обитатели этих мест, совместно с коренными народами здесь живут и представители других народов, переселившихся сюда позднее, русские, украинцы, поляки, белорусы. Да всех и не перечесть... А б о р и г е н н ы е н а р о д ы С и б и р и.
В таёжной зоне Западней Сибири, по берегам Оби, обитают ханты, манси, селькупы. Эти народы занимаются в основном рыбной ловлей и охотой. В восточносибирской тайге кочуют со стадами оленей звенки, звены и долганы. Их основное занятие охота и оленеводство. На самом севере Восточной Сибири, на правом берегу Енисея, живут нганасаны охотники и оленеводы. В горной тайге Кузбасса обитает небольшой народ шорцы, известные в древности металлурги и кузнецы. Раньше их иногда называли ещё «кузнецкими татарами.» Они славились умением плавить железную руду, получать из неё железо, делать котлы, стремена, ножи, наконечники стрел и др.металлические предметы. Свои изделия они обменивали соседним кочевникам на скот и продукты, ими платили дань завоевателям. Металлические изделия шорских ремесленников высоко ценились по всей Сибири.