Общественно активные школы в России Форум ОАШ в Красноярске октября 2011 г. Вячеслав Бахмин Фонд Ч. С. Мотта
О чем будет разговор ? Феномен community school – что это и зачем ? Некоторые базовые проблемы образования Инновационный потенциал ОАШ ОАШ в России – этапы развития Нынешняя ситуация и новые возможности Риски, сложности и проблемы Попытка определения общественно активной школы
Феномен community school – что это и зачем ? Разные страны, разные практики, разные определения, но... Главное – тесная связь с сообществом, в котором функционирует образовательное учреждение По сути взаимодействие с сообществом – это связь образования с реальной жизнью Разве не такой должна быть любая школа ? К тому же модель ОАШ способствует решению некоторых базовых проблем образования
Некоторые базовые проблемы образования Педагогические цели учителя VS жизненные интересы и цели ребенка Организованный процесс VS спонтанность внешних социализирующих влияний Консерватизм содержания и методов VS требования динамичной жизни Поколенческие проблемы, авторитаризм школы, прагматизм целей... Главная проблема – ребенок не хочет ходить в школу
Инновационный потенциал ОАШ Поиск новых моделей и технологий организации обучения в переходных странах Авторские школы в России, реформа содержания, реформа управления, реформа оценки качества Педагоги привыкли, что им постоянно что - то предлагают, убеждают в уникальности и эффективности ОАШ не еще одна технология или модель - это рамка, позволяющая обеспечить синтез любых полезных моделей ( кроме « закрытого » и авторитарного варианта )
ОАШ в России – этапы развития ОАШ в России как деятельная практика ( механизм становления гражданского общества, поиск средств ) Красноярский центр и проекты Фонда « Новая Евразия » ( этапы и стратегия ) ОАШ как форма и как содержание ( мы уже ОАШ !) Важные особенности ОАШ : ценности, системность, гибкость, мотивированность )
Нынешняя ситуация и новые возможности Принципиальное соответствие государственной политике в сфере образования, логике демократизации и гуманизации школьной жизни Государственно - общественное управление школой ; Мобилизация всех возможных ресурсов для развития школы ; Повышение юридической и экономической самостоятельности школы ; Идея стандарта как общественного договора. Общественно активная школа – это прежде всего модель массовой доступной для всех школы, которая может получить самое широкое распространение
Риски, сложности и проблемы Есть ли связь социальной функции с развитием демократии ? Взаимодействие с образовательным процессом ( возможность двойных стандартов ) Реальная демократизация или демократические инициативы вне школыи вне процесса образования Развитие более привычных компонентов ОАШ Соотнесение с основной задачей школы и функцией образования ( личностная и общественная ориентация ) Необходимость органичной гармонизации этих двух векторов в образовании, понимание того, что они не противоречат, а поддерживают друг друга
Попытка определения ( Корнетов Г. Б.): ОАШ – это школа : ориентирующаяся на ценности, идеалы, цели и механизмы демократии, видящая свою миссию в образовании субъекта демократии, рассматривающая сообщество как ресурс собственного развития и себя как ресурс развития сообщества, его демократизации, стремящаяся максимально приблизить образование к жизни ребенка, активно использующая социализирующий потенциал разнообразных общественных практик и опирающаяся в своей деятельности на механизны добровольчества и партнерства.
Спасибо за внимание ! Вячеслав Бахмин