Реформирование государственных (муниципальных) учреждений: организационные, финансовые и правовые аспекты Докладчик: Мухтиярова Е.В. Начальник отдела Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России
1.Изменения механизма финансового обеспечения бюджетного учреждения: принципы перехода от сметного финансирования к предоставлению субсидий в рамках государственного (муниципального) задания. Новый порядок формирования и финансового обеспечения государственного (муниципального) задания, порядок оказания бюджетными учреждениями платных услугах.
Предпосылки необходимости совершенствования механизмов оказания государственных (муниципальных) услуг (1) Содержание сети государственных (муниципальных) учреждений вне зависимости от объема и качества оказываемых ими услуг Отсутствие стимулов и мотивации у государственных (муниципальных) учреждений к повышению качества своей работы Отсутствие прозрачности в работе государственных (муниципальных) учреждений Содержание сети государственных (муниципальных) учреждений вне зависимости от объема и качества оказываемых ими услуг Отсутствие стимулов и мотивации у государственных (муниципальных) учреждений к повышению качества своей работы Отсутствие прозрачности в работе государственных (муниципальных) учреждений
Расширение объема «теневых» платных услуг для граждан в связи с непрозрачностью стандартов оказания государственных (муниципальных) услуг и неопределенностью объема государственных гарантий Неудовлетворенность граждан качеством государственных (муниципальных) услуг в образовании, здравоохранении и других отраслях социальной сферы Расширение объема «теневых» платных услуг для граждан в связи с непрозрачностью стандартов оказания государственных (муниципальных) услуг и неопределенностью объема государственных гарантий Неудовлетворенность граждан качеством государственных (муниципальных) услуг в образовании, здравоохранении и других отраслях социальной сферы Предпосылки необходимости совершенствования механизмов оказания государственных (муниципальных) услуг (2)
Организация оказания государственных (муниципальных) услуг I До 83-ФЗ II Федеральный закон 83-ФЗ III ППО Смета БУ ППО КУ Смета ППО КУ БУ Субсидии Оплата услуг КУ Смета БУ иные ЮЛ Рынок АУ БУ КУ Иные ЮЛ Публично-правовое образование Рынок Бюджетное учреждение Казенное учреждение Иные юридические лица ППО Возможная перспектива Обозначения Потребитель Грант, кредит, ваучер Оплата услуг
Концепция Федерального закона 83-ФЗ бюджетные учреждения – получатели бюджетных средств автономные учреждения – получатели субсидий автономные учреждения бюджетные учреждения казенные учреждения Государственные (муниципальные) учреждения: участники бюджетного процесса не являются участниками бюджетного процесса участники бюджетного процесса не являются участниками бюджетного процесса
Цели Федерального закона 83-ФЗ Федеральный закон от г. 83-ФЗ создает правовые механизмы, способствующие достижению следующих целей: ЦЕЛИ Повышение доступности государственных (муниципальных) услуг Повышение качества государственных (муниципальных) услуг Повышение эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений Повышение качества государственных (муниципальных) услуг
Инструменты и механизмы Федерального закона 83-ФЗ (1) Планирование Государственное задание Финансовое обеспечение Имущественные вопросы Расширение объема прав Контроль и отчетность Стратегическое планирование Нормативно-правовые акты Мониторинг ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ ПОВЫШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ГОСУДАРСТВННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ Самостоятельность, ответственность, результат
Инструменты и механизмы Федерального закона 83-ФЗ (2) Отчет о выполнении задания на общедоступном сайте Мотивация руководства и работников учреждений на результат Совершенствование механизмов финансового обеспечения Государственное / мун. задание на оказание услуг (работ) – показатели качества Перечень государственных / муниципальных услуг (отраслевой и ведомственный) ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ (СМЕТА СУБСИДИЯ) Самостоятельность, ответственность, результат
Инструменты и механизмы Федерального закона 83-ФЗ (3) Четкое разделение услуг по государственному заданию и платных услуг Финансовое обеспечение на основе нормативных затрат Государственное (муниципальное) задание – гарантия и стандарт оказания услуги ПОВЫШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ГОСУДАРСТВННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ Самостоятельность, ответственность, результат
Инструменты и механизмы Федерального закона 83-ФЗ (4) Прозрачность и открытость деятельности учреждений. Отчетность Мотивация руководства / ответственность руководства по закону Возможность использования остатков средств в очередном году на те же цели Отмена субсидиарной ответственности / расширение объема прав ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ Самостоятельность, ответственность, результат Планирование финансово-хозяйственной деятельности Изменение типа учреждений в зависимости от результата деятельности, потенциала Имущество на праве оперативного управления / Особо ценное имущество Возможность распоряжаться доходами от приносящей доход деятельности
Совершенствование правового положения учреждений и повышение эффективности бюджетных расходов Выплаты Абвгдежзиклмнопрстуфхцчшщэюя Абвгдежзиклмнопрстуфхцчшщэюя Абвгдежзиклмнопрстуфхцчшщэюя Абвгдежзиклмнопрстуфхцчшщэюя Абвгдежзиклмнопрстуфхцчшщэюя Абвгдежзиклмнопрстуфхцчшщэюя Абвгдежзиклмнопрстуфхцчшщэюя Абвгдежзиклмнопрстуфхцчшщэюя Абвгдежзиклмнопрстуфхцчшщэюя Абвгдежзиклмнопрстуфхцчшщэюя Абвгдежзиклмнопрстуфхцчшщэюя Абвгдежзиклмнопрстуфхцчшщэюя Абвгдежзиклмнопрстуфхцчшщэюя Абвгдежзиклмнопрстуфхцчшщэюя Абвгдежзиклмнопрстуфхцчшщэюя Абвгдежзиклмнопрстуфхцчшщэюя НПА Рынок Гос.программа Гос.задание ГОСУДАРСТВО ФОИВ и ОГВ субъектов РФ ЦЕЛИ ГУ АВТОНОМНЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ КАЗЕННЫЕ ГРАЖДАНИН Инструменты: 1)Правила 2)Сеть 3)Рынок 4)Деньги
Изменение механизма финансового обеспечения бюджетных учреждений Переход от сметного финансирования к предоставлению субсидий Перейти к системе субсидий на госзадание для бюджетных учреждений, включающей: Субсидию на оказание услуг (выполнение работ) в соответствии с госзаданием (ст БК РФ) Субсидии на иные цели (ст БК РФ) Первоначальные нормативы затрат индивидуализированы: субсидия рассчитывается исходя из фактически сложившихся расходов Учреждения (п.8 ст ФЗ) Затем будет происходить их постепенная унификация по группам однопрофильных учреждений с учетом различных факторов Обязательная субсидия Могут предо- ставляться Бюджетные инвестиции (ст. 79 БК РФ)
Упрощение операций по лицевым счетам бюджетных учреждений, открытым в Казначействе (финансовом органе) Операции со средствами бюджетных учреждений, полученными в виде субсидий на лицевых счетах, открытых в органах Федерального казначейства (финансовом органе), осуществляются: По субсидиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) По иным целевым субсидиям Без предоставления в Казначейство (финансовый орган) документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств Остатки неиспользованных на начало финансового года средств используются на те же цели в следующем финансовом году (п. 17 ст ФЗ) С представлением в Казначейство (финансовый орган) документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств Остатки неиспользованных на начало финансового года средств используются на те же цели при наличии потребности в них в соответствии с решением учредителя (п. 18 ст ФЗ)
Отмена субсидиарной ответственности государства по обязательствам бюджетных учреждений С 1 января 2011 года государство не несет ответственности по обязательствам бюджетных учреждений Если правоотношение с участием бюджетного учреждения возникло до 1 января 2011 года, то государство продолжает нести субсидиарную ответственность по всем обязательствам, вытекающим из такого правоотношения (п. 9 ст ФЗ) Бюджетное учреждение (БУ) отвечает по своим обязательствам своим имуществом, (за исключением всего недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за БУ собственником или приобретенным БУ за счет средств, выделенных ему собственником на эти цели) (ст. 120 ГК РФ)
Имущество, находящееся на праве оперативного управления у бюджетного учреждения (БУ) Движимое имущество Закрепленное собственником за БУ или приобретенное БУ за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества Недвижимое имущество Расширение объема прав по использованию и распоряжению движимым имуществом у бюджетных учреждений Приобретенное БУ за счет средств, которыми БУ распоряжается самостоятельно Распоряжается самостоятельно Особо ценное движимое имущество Иное движимое имущество Распоряжается только с согласия собственника Распоряжается только с согласия собственника (вне зависимости от источника приобретения недвижимого имущества) Самостоятельное распоряжение движимым имуществом становится возможным только с момента утверждения перечня особо ценного движимого имущества. (п.5 ст. 31) До этого момента во всех случаях требуется согласие учредителя. ст ФЗ ст. 298 ГК РФ
Минимизация организационных мероприятий при создании казенных учреждений в силу закона При создании казенных учреждений в силу закона: не производится переназначение руководителя и иных работников учреждения имущество не перезакрепляется (то есть признается закрепленным на праве оперативного управления без принятия дополнительного решения) Лицензии, свидетельства об аккредитации, иные разрешительные документы, выданные учреждению, продолжают действовать. Не производится перерегистрация – только вносятся изменения в устав ст ФЗ
Бесплатные и платные услуги
В государственное задание могут быть включены: 1) ЛЮБЫЕ платные услуги, если в федеральном законе предусмотрена возможность оказания их за плату? 2) Только ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ (по отношению к подразумеваемому, но четко не определенному «стандарту») платные услуги, если в федеральном законе предусмотрена такая возможность (указана для образования, здравоохранения, библиотек, архивов…)? 3) Только те платные услуги, возможность оказания которых в рамках государственного задания НЕПОСРЕДСТВЕННО предусмотрена федеральным законом (на данный момент отсутствуют, нужно ли вносить изменения) ?
Предложение: НЕ ВКЛЮЧАТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ НИКАКИЕ ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ И НЕ ВНОСИТЬ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ЭТО ДЕЛАТЬ: 1) Каждая платная услуга – отдельная услуга, в том числе четко отделенная от основной (оказываемой в рамках госзадания) услуги (включая более комфортные условия их оказания, дополнительные расходные материалы, более высокая квалификация персонала и т.д.) 2) Для учреждений культуры предметом госзадания (услугой) являются результаты деятельности учреждения (постановки, экспозиции, экскурсии, сохранность и доступность фондов и т.д.), а число посетителей – лишь один из показателей их качества (не планируется)
Переченьуслуг Учредитель - для каждого учреждения Учреждение выбирает из перечня, утвержденного учредителем Учреждение по согласованию с учредителем Учреждение самостоятельно Учредитель - состав затрат и цены Наиболее жесткий вариант Учредитель - предельные цены Учреждение по согласованию с учредителем Учреждение самостоятельно Наименее жесткий вариант ЦенаЦена ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛАТЫ
Перечни услуг (работ)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 210-ФЗ И 83-ФЗ В ЧАСТИ ПЕРЕЧНЕЙ Область применения 210-ФЗ: 1. Услуги, оказываемые органами власти по запросам заявителей; 2. Услуги, необходимые и обязательные для оказания услуги органом власти, оказываемые государственными (муниципальными) учреждениями за плату без госзадания; 3. Услуги, необходимые и обязательные для оказания услуги органом власти, оказываемые государственными (муниципальными) учреждениями бесплатно для заявителя. 4. Услуги, необходимые и обязательные для оказания услуги органом власти, оказываемые г осударственными (муниципальными) учреждениями за плату на основании госзадания ; Область применения 83-ФЗ: Услуги (работы), оказываемые физическим, юридическим лицам, на основании государственного (муниципального) задания
ПЕРЕЧЕНЬ ГОСУСЛУГ (РАБОТ) Особенности федерального уровня Министерство ОБЯЗАНО утвердить в базовом перечне Наименова- ние услуги (работ) Категории потребителей Перечень и единицы измерения показателей объема Основные требования к качеству услуги (работ) Наименова- ние ФГУ (групп ФГУ) Министерство ВПРАВЕ (в ряде случаев – обязано) утвердить в базовом перечне ФОИВ ОБЯЗАН утвердить в ведомственном перечне (с правом дополнения и детализации) ФОИВ ВПРАВЕ (в ряде случаев – обязан) утвердить в ведомственном перечне (с правом дополнения и детализации)
УСЛУГИ ИЛИ РАБОТЫ? Услуги – физическим или юридическим лицам (в т.ч. органам власти) Отношения ОИВ (МСУ) – БУ (АУ) – потребитель Нужны стандарты и нормативы на 1 услугу Работы – неопределенному кругу лиц (обществу, территории в целом) Отношения ОИВ (МСУ) – БУ (АУ) Нормативы не обязательны (разные методы оценки стоимости)
Субсидии на госзадание
СУБСИДИЯ НА ГОСЗАДАНИЕ Расчет затрат на: оказание услуг (выполнение работ), включая расходы на содержание имущества используемое при оказании государственного задания Особенности федерального уровня на содержание имущества не используемого при оказании государственного задания из расчета: -100 % налоги; -10 % энергоснабжение; -50 % обеспечение теплом.
ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА СУБСИДИИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСЗАДАНИЯ Расчет субсидии при сдаче имущества в аренду Сумма субсидии уменьшается на сумму арендной платы, планируемой к поступлению Расчет субсидии при оказании услуг в рамках госзадания за плату от потребителя Сумма субсидии уменьшается на сумму, планируемую к поступлению от потребителя
ФОРМУЛА РАСЧЕТА ЗАТРАТ НА ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ Nочр – норматив затрат на оказание единицы государственной услуги ФОИВ (ФБУ) на соответствующий финансовый год; ki – количество единиц оказания одной государственной услуги в соответствующем финансовом году. МЕТОДЫ РАСЧЕТА НОРМАТИВА ЗАТРАТ НА ОКАЗАНИЕ ЕДИНИЦЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ нормативныйструктурныйэкспертный да нет да нет
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НОРМАТИВОВ НОРМАТИВЫ финансового обеспечения государственных заданий Индиви- дуальные Региональные коэффициен- ты Групповые нормативы Поправоч- ные коэф- фициенты Фор- мульные Цель
БЮДЖЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ И АВТОНОМНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ
Переходный период (на основании ч.13 ст. 31 Федерального закона 83-ФЗ) (до 1 января 2012 года) ФКУ, ФБУ, ФАУ Подрядчик Государственный контракт (Федеральный закон 94-ФЗ) ФАИП Счет ФК в ЦБ Лицевой счет в ФК (Санкционирование в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета) На федеральном уровне - постановление Правительства РФ от
С 1января 2012 года ФАИП ФКУ Подрядчик Счет ФК в ЦБ Лицевой счет в ФК (Санкционирование в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета) Государственный контракт (Федеральный закон 94-ФЗ) ФОИВ Подрядчик Счет ФК в ЦБ Лицевой счет в ФК (санкционирование) СОГЛАШЕНИЕ ФАУ Подрядчик ФБУ СОГЛАШЕНИЕ Гражданско-правовой договор на весь срок строительства (ФЗ 94-ФЗ) Гражданско-правовой договор на весь срок строительства (ФЗ 94-ФЗ) Счет ФК в ЦБ Лицевой счет в ФК (санкционирование) На федеральном уровне – проект постановления Правительства РФ
Основные условия соглашения Право органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, на проведение проверок соблюдения бюджетным учреждением или автономным учреждением условий, установленных заключенным договором (соглашением); Порядок возврата в бюджет сумм, использованных с нарушением целей и условий, определенных заключенным договором (соглашением), а также сумм неиспользованных в текущем финансовом году; Порядок и сроки предоставления отчетности об использовании бюджетных инвестиций, установленной органом, осуществляющим полномочия учредителя; Размещение заказов на выполнение изыскательских, проектных и (или) строительных работ в порядке, установленном Федеральным законом 94-ФЗ
2. Практические аспекты применения бюджетными учреждениями норм Федерального закона 83-ФЗ. Порядок вступления в силу, переходные положения. Новации нормативно-правового регулирования деятельности государственных (муниципальных) учреждений. Организация финансового контроля их деятельности: осуществление органами исполнительной власти (органами местного самоуправления) функций и полномочий учредителя государственного (муниципального) учреждения, отнесение движимого имущества к особо ценному и иные вопросы имущественного характера.
Федеральный закон от 8 мая 2010 г. 83-ФЗ вступил в силу с 1 января 2011 года
Позиции, которые не меняются у действующих бюджетных учреждений при переходе к новому статусу При переходе к новому статусу остается неизменным 4. Недвижимым имуществом учреждение не может распоряжаться без согласия собственника 5. Лицензии, свидетельства об аккредитации, иные разрешительные документы, выданные учреждению, продолжают действовать 3. Система управления: не требуется переназначение руководителя и иных работников учреждения (в т.ч. военнослужащих, и приравненных к ним лиц) 1. Счета учреждений по-прежнему открываются в Казначействе (финансовом органе) 2. На все закупки распространяется действие Закона 94-ФЗ В целом организационные мероприятия сведены к минимуму – необходимо будет только внести изменения в устав. Кроме того, с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года устанавливается переходный период 6. Имущество учреждений сохраняется у них в полном объеме без перезакрепления
Основные изменения в статусе бюджетных учреждений Расширение объема прав и повышение самостоятельности бюджетных учреждений 4. Отмена субсидиарной ответственности государства по обязательствам бюджетного учреждения 5. Расширение прав по распоряжению движимым имуществом (за исключением особо ценного движимого имущества) 2. Полученные доходы не являются доходами бюджета и остаются в распоряжении учреждения и должны направляться на достижение целей ради которых учреждение создано 1. Изменение механизмов финансового обеспечения – переход с бюджетной сметы на субсидии по госзаданию 3. Расширение самостоятельности по использованию средств, полученных из бюджета 6. Заключение гражданско-правовых договоров, приобретение прав и обязанностей от своего имени
Основные «отложенные» нормы: - после 1 января 2012 г. доходы от платных услуг, оказанных казенными учреждениями, не могут поступать в их распоряжение и являются доходами соответствующего бюджета - размещение юридических и финансовых документов о деятельности государственного (муниципального) учреждения на общероссийском официальном сайте с 1 января 2012 г.
Мероприятия переходного периода (с 1 января 2011г. до 1 июля 2012 г.) Устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (должны быть приняты до 1 декабря 2010 г.): 1. Перевод бюджетных учреждений с бюджетной сметы на субсидию на выполнение государственного задания; 2. Дата (не позднее 1 января 2012 г.) после которой доходы от платных услуг, оказанных казенными учреждениями, не могут поступать в их распоряжение и являются доходами соответствующего бюджета и порядок использования указанных средств до указанной даты
Варианты решения первого вопроса (перевод с бюджетной сметы на субсидию) Вариант 1 «лидерский» С 1 января 2011 годаНеобходимо внести изменения в уставы бюджетных учреждений до __ декабря 2010 года Вариант 2 «консервативный» С 1 июля 2012 годаНедостаток – отсутствие практики предоставления субсидий на выполнение госзадания в 2011 году Вариант 3 «экспериментальный» Часть отраслей – с 1 января 2012 года, часть отраслей – с иной даты, установленной законом (например, 1 июля 2011 года) Законодательное закрепление даты перевода повысит ответственность органов исполнительной власти субъекта за своевременную разработку нормативно-правовой базы Вариант 4 «сильные ГРБС» До 1 января 2012 года по решению учредителя с учетом требований, установленных ВИОГВ Может быть использовано в крупных регионах, где основные вопросы управления отраслью решаются на уровне отраслевого ИОГВ Вариант 5 «Сильный ВИОГВ» До 1 января 2012 года в порядке, установленном ВИОГВ В небольших и средних регионах процесс принятия решений целесообразно консолидировать на уровне ВИОГВ
Вариант 1 «лидерский»С 1 января 2011 года Вариант 2 «консервативный»С 1 января 2012 года Вариант 3 «экспериментальный»Иная единая дата до 1 января 2012 года (например, 1 июля 2011 года) Варианты решения второго вопроса (средства от приносящей доход деятельности казенных учреждений)
Порядок использования доходов от приносящей доход деятельности вправе использовать на обеспечение своей деятельности средства от оказания платных услуг и средства от иной приносящей доходы деятельности; использование средств осуществляется на основе генерального разрешения ГРБС; операции с указанными средствами осуществляются в порядке, установленном финансовым органом субъекта, в соответствии со сметой доходов и расходов от приносящей доходы деятельности; заключение и оплата договоров за счет указанных средств осуществляются в соответствии со сметой доходов и расходов от приносящей доходы деятельности. Казенное и бюджетное учреждение, являющееся ПБС:
Определение типа государственного (муниципального) учреждения
Исходя из выполнения полномочий органов власти ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) РАБОТ, ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ФУНКЦИЙ
Исходя из сферы деятельности Автономные учреждения наука, образование, здравоохранение, культура, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт, а также иные сферы в случаях, установленных федеральными законами в настоящее время: Градостроительный кодекс РФ (экспертиза ПСД), Лесной кодекс РФ (тушение лесных пожаров), Планируется: Федеральный закон 210-ФЗ (многофункциональные центры); Федеральный закон «Об автономных учреждениях» (СМИ) Казенные и бюджетные учреждения сфера деятельности не ограничена наука, образование, здравоохранение, культура, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт, а также иные сферы Не могут быть созданы в виде казенных учреждений государственные учреждения субъектов Российской Федерации и муниципальные учреждения, участвующие в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования (часть 19 статьи 31 Федерального закона 83-ФЗ)
Иные критерии: 1.Готовность руководства и коллектива; 2. Социальная значимость услуг; 3. Количество учреждений, оказывающих однотипные услуги; 4. Доля доходов от приносящей доход деятельности
ТИПОВЫЕ (ПРОБЛЕМНЫЕ) ВОПРОСЫ 1. Малокомплектные школы 2. Централизованные бухгалтерии 3. Федеральные казенные учреждения здравоохранения (средства ФОМС) 4. Пожертвования казенным учреждениям
Нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ (местного самоуправления)
Акты высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (местных администраций муниципальных образований)
Установление порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных учреждений), а также утверждения уставов государственных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных учреждений) и внесения в них изменений Определение порядка осуществления бюджетными учреждениями полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме и определение порядка финансового обеспечения их осуществления Утверждение условий и порядка формирования государственного задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными бюджетными учреждениями) Установление порядка определения видов особо ценного движимого имущества, в отношении бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных учреждений) Установление порядка осуществления контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных бюджетных и казенных учреждений) Установление порядка предоставления бюджетных инвестиций автономным и бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации (муниципальным автономным и бюджетным учреждениям)
ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ФУНКЦИЙ И ПОЛНОМОЧИЙ УЧРЕДИТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 1. систематизированы и объединены норм федеральных законов об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя в отношении Ф КУ, ФБУ и ФАУ; 2. постановлением поручено федеральным органам исполнительной власти, не позднее 1 декабря 2010 г. разработать и утвердить 8 различных порядков осуществления федеральным органом исполнительной власти функций и полномочий учредителя, которые необходимы для осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения. На федеральном уровне - постановление Правительства РФ от На сайте Минфина России - модельный акт аналогичный постановлению Правительства РФ от
Акты органов исполнительной власти субъектов РФ (местного самоуправления), осуществляющих функции и полномочия учредителя
Порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности бюджетного учреждения, оказываемые им сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации Порядок определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности бюджетного учреждения, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем бюджетного учреждения, по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации Порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного учреждения, и об использовании закрепленного за ним государственного имущества в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации
Формирование государственных заданий государственным учреждениям, подведомственным органам государственной власти субъекта Российской Федерации (органам местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя, и контроль за их выполнением Порядок принятия решения об одобрении сделок с участием бюджетного учреждения, в совершении которых имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными статьей 27 Федерального закона "О некоммерческих организациях Порядок предварительного согласования совершения бюджетным учреждением, крупных сделок, соответствующих критериям, установленным пунктом 13 статьи 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях« Порядка согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за бюджетным учреждением, либо приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных органом осуществляющим функции и полномочия учредителя на приобретение такого имущества
ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДОВ И ПЕРЕЧНЯ ОСОБО ЦЕННОГО ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА АВТОНОМНОГО ИЛИ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ На сайте Минфина России - модельный акт Полномочием на установление порядка отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества наделено Правительство РФ (постановление Правительства РФ от ) а) исходя из балансовой стоимости: интервале от 50 до 500 тысяч рублей (устанавливает НПА ВИОГВ для АУ и БУ субъекта РФ); в интервале от 50 до 200 тысяч рублей (устанавливает НПА местной администрации - для МАУ и МБУ); б) иное движимое имущество, без которого осуществление АУ и БУ своей основной деятельности будет существенно затруднено; в) движимое имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном ФЗ и иными федеральными НПА (культурные ценности и др.). Правом по определению видов особо ценного движимого имущества обладают ВИОГВ, местные администрации; Определяют непосредственно перечень особо ценного движимого имущества органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей АУ и БУ
Постановление Правительства РФ от «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества»
Структура полномочий органов публичной власти по установлению видов и перечней особо ценного движимого имущества автономных и бюджетных учреждений ПолномочиеОрган публичной власти Установление порядка отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества Правительство Российской Федерации Право по определению видов особо ценного движимого имущества Федеральные органы исполнительной власти (федеральные органы госвласти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ) – в отношении федеральных АУ и БУ Высшие исполнительные органы госвласти субъектов РФ – в отношении АУ и БУ субъектов РФ Местные администрации – в отношении муниципальных АУ и БУ Определение перечней особо ценного движимого имущества Органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей АУ и БУ
Определение видов особо ценного движимого имущества автономных учреждений Нормативное правовое регулирование до принятия ФЗ от ФЗ Нормативное правовое регулирование в связи с принятием ФЗ от ФЗ Виды особо ценного движимого имущества определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ФЗ от ФЗ). Определены: для федеральных АУ – Постановлением Правительства РФ от ; для АУ субъектов РФ – порядками, утвержденными высшими исполнительными органами госвласти субъектов РФ; для муниципальных АУ – порядками, утвержденными местными администрациями. Порядок отнесения имущества к особо ценному недвижимому – Правительство РФ. Виды особо ценного движимого имущества могут определяться: для федеральных АУ – федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ; для АУ субъектов РФ – порядками, утвержденными высшими исполнительными органами госвласти субъектов РФ; для муниципальных АУ – порядками, утвержденными местными администрациями.
Определение видов особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений Нормативное правовое регулирование до принятия ФЗ от ФЗ Нормативное правовое регулирование в связи с принятием ФЗ от ФЗ Не определялисьПорядок отнесения имущества к особо ценному недвижимому – Правительство РФ. Виды особо ценного движимого имущества могут определяться: для федеральных БУ – федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ; для БУ субъектов РФ – порядками, утвержденными высшими исполнительными органами госвласти субъектов РФ; для муниципальных БУ – порядками, утвержденными местными администрациями.
Критерии отнесения имущества автономных учреждений к категории особо ценного движимого имущества Тип учреждения Критерии до принятия ФЗ от ФЗ Критерии, устанавливаемые в соответствии с ФЗ от ФЗ Автономное учреждение Для федеральных АУ: имущество, без которого осуществление уставной деятельности существенно затруднено: -балансовая стоимость которого превышает 500 тыс. рублей (ППРФ от в ред. ППРФ от – ранее 50 тыс.рублей); - отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном ФЗ и иными федеральными НПА. Для АУ субъектов РФ и муниципальных АУ: В порядках, установленных высшими исполнительными органами госвласти субъектов РФ и органами МСУ с учетом требований ППРФ от а) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает: размер, установленный ФОИВом в интервале от 200 до 500 тысяч рублей – для федеральных автономных и бюджетных учреждений; размер, установленный НПА высшего исполнительного органа госвласти субъекта Российской Федерации в интервале от 50 до 500 тысяч рублей, - для автономных и бюджетных учреждений субъекта РФ; размер, установленный правовым актом местной администрации в интервале от 50 до 200 тысяч рублей, - для муниципальных автономных и бюджетных учреждений; б) иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением своей основной деятельности будет существенно затруднено; в) движимое имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном ФЗ и иными федеральными НПА (культурные ценности и др.).
Критерии отнесения имущества бюджетных учреждений к категории особо ценного движимого имущества Тип учрежденияКритерии до принятия ФЗ от ФЗ Критерии, устанавливаемые в соответствии с ФЗ от ФЗ Бюджетное учреждение Не устанавливалисьа) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает: размер, установленный ФОИВом в интервале от 200 до 500 тысяч рублей – для федеральных автономных и бюджетных учреждений; размер, установленный НПА высшего исполнительного органа госвласти субъекта Российской Федерации в интервале от 50 до 500 тысяч рублей, - для автономных и бюджетных учреждений субъекта РФ; размер, установленный правовым актом местной администрации в интервале от 50 до 200 тысяч рублей, - для муниципальных автономных и бюджетных учреждений; б) иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением своей основной деятельности будет существенно затруднено; в) движимое имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном ФЗ и иными федеральными НПА (культурные ценности и др.).
Форма перечня особо ценного движимого имущества должна содержать следующие показатели полное наименование объекта, его балансовая стоимости и инвентарный (учетный) номер (при его наличии), остальные показатели – на усмотрение органа, утверждающего перечень; Балансовой стоимостью, исходя из которой имущество относится к особо ценному, является первоначальная стоимость основных средств с учетом проведенной переоценки, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации или частичной ликвидации объектов основных средств, а не остаточная балансовая стоимость Библиотечный фонд – особо ценное движимое имущество ТИПОВЫЕ (ПРОБЛЕМНЫЕ) ВОПРОСЫ
Особенности правового положения бюджетных учреждений в переходный период (1) Бюджетное учреждение является получателем бюджетных средств, за исключением бюджетных учреждений которые в соответствии с решением ФОИВа получают субсидию на выполнение государственного задания (ч. 19 ст. 33 Закона 83- ФЗ) – на него распространяются все положения характерные для ПБСа, в том числе: -финансовое обеспечение на основании сметы; -доводятся лимиты бюджетных обязательств; -лицевые счета открыты как для участника бюджетного процесса; -приносящая доход деятельность осуществляется на основании генерального разрешения; -исполнение исполнительных документов производиться в порядке установленном 24.1 БК РФ; -средства поступающие от аренды – источник дополнительного финансового обеспечения; -особенности исполнения федерального бюджета традиционно регулируемые федеральным законом о федеральном бюджете учтены для бюджетных учреждений – получателей средств федерального бюджета в проекте ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»
Особенности правового положения бюджетных учреждений в переходный период (2) В течение переходного периода ФОИВ, осуществляющий функции и полномочия учредителя может принять решение о предоставлении бюджетному учреждению субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (ч. 15 ст. 33 Закона 83-ФЗ ), при этом вступают в силу следующие требования: -бюджетное учреждение подлежит исключению из Сводного реестра бюджетополучателей (ч. 15 ст. 33 Закона 83-ФЗ); -лицевые счета открытые как для участника бюджетного процесса должны быть закрыты и открыты новые лицевые счета, предусмотренные для учета операций со средствам бюджетных учреждений; -лимиты бюджетных обязательств отзываются с закрываемых лицевых счетов на уровень ГРБСа, который вносит изменения в Сводную роспись по основанию предусмотренному ст. 24 проекта ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» с последующим перечислением средств на вновь открытые лицевые счет бюджетного учреждения в виде соответствующей субсидии; -остатки средств от приносящей доход деятельность и средств, поступивших во временное распоряжение бюджетных учреждения перечисляются на вновь открываемые лицевые счета (п.7 ст. 6 проекта ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»); -исполнение исполнительных документов производиться в порядке установленном ч. 20 ст. 30 Закона 83-ФЗ
Особенности правового положения бюджетных учреждений в переходный период (3) Вне зависимости от того является ли бюджетное учреждение получателем субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания или получателем бюджетных средств с 1 января 2011 года : Бюджетное учреждение начинает выступать от своего имени и заключать гражданско-правовые договора; Все права и обязанности, вытекающие из гражданско-правовых договоров (включая государственные (муниципальные) контракты), обязательства по которым не исполнены по состоянию на 1 января 2011 года, заключенным бюджетными учреждениями, тип которых не изменяется, от имени Российской Федерации (за исключением государственных контрактов, по которым эти учреждения продолжают выступать в качестве получателей бюджетных средств в случаях, установленных частью 13 статьи 31 Закона 83-ФЗ), переходят с 1 января 2011 года к соответствующим бюджетным учреждениям (ч. 9 ст. 31 Закона 83-ФЗ); Субсидиарную ответственность по обязательствам федерального бюджетного учреждения, возникшим до 1 января 2011 г. несет Российская Федерация (ч. 12 ст. 33 Закона 83-ФЗ)
3. Создание, реорганизация и изменение типа государственных (муниципальных) учреждений. Порядок осуществления бюджетными учреждениями публичных обязательств от имени органов государственной власти (органами местного самоуправления) перед физическими лицами.
1. распространяется на ФГУ всех типов; 2. упрощен ряд процедур (достаточно правового акта ФОИВ, за исключением ФКУ - только на основании распоряжения Правительства РФ); 3. упорядочена процедура ликвидации и деятельности ликвидационной комиссии; 4. введена процедура создания учреждения путем изменения его типа; 5. утверждена общая структура устава ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ, РЕОРГАНИЗАЦИИ, ИЗМЕНЕНИЯ ТИПА И ЛИКВИДАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЙ,А ТАКЖЕ УТВЕРЖДЕНИЯ (ИЗМЕНЕНИЯ) УСТАВОВ УЧРЕЖДЕНИЙ На сайте Минфина России - модельный акт аналогичный постановлению Правительства РФ от На федеральном уровне - постановление Правительства РФ от
П остановлени е Правительства Российской Федерации от «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений»
УСТАВ КУ или БУ должен содержать: Общие сведения об учреждении (наименование, тип, местонахождение, наименование учредителя и собственника имущества Структуру, компетенцию органов управления, порядок их формирования и деятельности Исчерпывающий перечень видов деятельности основной деятельности иных видов деятельности приносящей доходы деятельности
71 УСТАВ КУ или БУ должен содержать: Порядок распоряжения имуществом, приобретенным БУ за счет доходов от приносящей доход деятельности Порядок передачи БУ денежных средств НКО в качестве их учредителя или участника Порядок осуществления крупных сделок или сделок, в совершении которых имеется заинтересованность Запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых является обременение или отчуждение имущества
УСТАВ КУ или БУ должен содержать: Положения об открытии лицевых счетов Положения о ликвидации КУ или БУ и распоряжении собственником имуществом ликвидируемого учреждения Указание на субсидиарную ответственность РФ по обязательствам КУ Сведения о филиалах и представительствах
ПостановлениеПравительстваРФ Действующие уставы ФГУ вступило в силу с 1 января 2011 г. должны быть приведены в соответствие с требованиями ПП РФ до 1 июня 2011 г.
Созданные в силу закона казенные учреждения не нуждаются в дополнительном подтверждении своего типа; Учреждения по которым не было принято решения об отнесении их с 1 января 2011 года к типу «казенное» продолжают оставаться «бюджетными» - получателями бюджетных средств; На органы власти распространяются нормы, касающиеся казенных учреждений (п. 11 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации), с учетом установленных полномочий (финансовый орган имеет права брать (получать) бюджетные кредиты, размещать средства бюджета в установленных законом случаях); Органы власти не указывают в уставе своем наименовании тип учреждения (ч. 11 ст. 33 Федерального закона 83-ФЗ); Особенности осуществления функций и полномочий учредителя органами местного самоуправления; При приведении уставов учреждений в соответствие с их правовым положением целесообразно в документе, вводящим их в силу, предусматривать нормы переходного периода, которые перестанут действовать при его окончании ( у бюджетного учреждения – бюджетная смета, лимиты бюджетных обязательств). ТИПОВЫЕ (ПРОБЛЕМНЫЕ) ВОПРОСЫ
Особенности изменения типа учреждения: -указание типа в наименовании учреждения (в лицензии, ином разрешительном документе, трудовой книжке) -размещение централизованного заказа на товары, работы, услуги для бюджетных и автономных учреждений; - гражданско-правовой договор и государственный (муниципальный) контракт; -внесение изменений в реестр госконтрактов; -в каком порядке исполнять исполнительные документы; -процедура закрытия лицевых счетов. ТИПОВЫЕ (ПРОБЛЕМНЫЕ) ВОПРОСЫ
1. Публичные обязательства передаются федеральному бюджетному учреждению на исполнение ФОИВом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, на основании Приказа; 2. Операции учитываются на лицевых счетах по переданным полномочиям, открытых получателю бюджетных средств в органах Казначейства России по месту нахождения федеральных бюджетных учреждений; 3. Санкционирование выплат осуществляется в порядке, установленном Минфином России. На сайте Минфина России - модельный акт аналогичный постановлению Правительства РФ от На федеральном уровне - постановление Правительства РФ от О ПОЛНОМОЧИЯХ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ПУБЛИЧНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. 590 "О Порядке осуществления бюджетным учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме и о порядке финансового обеспечения их осуществления"
ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ Статья 9.2 Закона 7-ФЗ (в ред. Закона 83-ФЗ) 5. Бюджетное учреждение осуществляет в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме. 6. ………………… Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
О полномочиях по исполнению публичных обязательств 1.Передаются федеральному бюджетному учреждению ФОИВом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, на основании Приказа; 2.Операции учитываются на лицевых счетах по переданным полномочиям, открытых получателю бюджетных средств в органах Казначейства России по месту нахождения федеральных бюджетных учреждений; 3.Санкционирование выплат осуществляется в порядке, установленном Минфином России.
О Перечне публичных обязательств 1.Информация о публичных обязательствах формируется и ведется Минфином России, в порядке им установленном; 2.Информация для его «наполнения» представляется ФОИВами - субъектами бюджетного планирования в сроки и в порядке устанавливаемым Минфином России; 3. Является неотъемлемой частью Приказа ФОИВ, осуществляющего функции и полномочия учредителя об исполнении федеральным бюджетным учреждением публичных обязательств; 4. Приказ является основанием для открытия лицевых счетов в органах Федерального казначейства и проведения операций от имени получателя бюджетных средств.
О содержании Приказа: 1. Перечень публичных обязательств, включенных в Перечень, полномочия по осуществлению которых передаются получателем бюджетных средств федеральному бюджетному учреждению; 2. Права и обязанности федерального бюджетного учреждения по исполнению переданных ему полномочий получателя бюджетных средств; 3. Ответственность за осуществление федеральным бюджетным учреждением переданных полномочий получателя бюджетных средств; 4. Порядок проведения получателем бюджетных средств контроля за осуществлением федеральным бюджетным учреждением переданных полномочий получателя бюджетных средств; 5. Реквизиты территориального органа Федерального казначейства, в котором будет обслуживаться лицевой счет, предназначенный для отражения операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств.
Схема осуществления исполнения публичных обязательств Федеральное бюджетное учреждение ФОИВ Органы Казначейства России Минфин России 2. Приказ 1.Информация о публичных обязательствах Лицевой счет 3. Приказ (копия или выписка) 5. Платежные документы 4. ЛБО 7. Оперативная отчетность Казначейство России 8. Отчетность 9. Отчетность 6. Выплаты Санкционирование ФОИВ - СБП 1.Информация о публичных обязательствах
Порядок открытия лицевого счета Федеральное бюджетное учреждение ФОИВ Орган Казначейства России 1. Копия Приказа; 2. Заявление на открытие лицевого счета; 3. Карточка образцов подписей; 4. Копия учредительного документа получателя бюджетных средств; 5.Копия Свидетельства о постановке на учет Информация об открытии лицевого счета Платежные документы Лицевой счет по переданным полномочиям Оперативная отчетность Оперативная отчетность по операциям Орган Казначейства России Лицевой счет получателя бюджетных средств Информация об открытии лицевого счета Оперативная отчетность по операциям Приказ 1.Заявление на открытие лицевого счета; 2. Карточка образцов подписей; 3. Копия учредительного документа получателя бюджетных средств; 4.Копия Свидетельства о постановке на учет
В перечень публичных обязательств, исполняемых бюджетным учреждением, подлежат включению обязательства, после ответа на следующие вопросы: - кто будет отвечать по обязательствам, в том числе судебным искам в случае неисполнения ПО? (публичное правовое образование); - установлен ли размер в денежном выражении ПО в законодательном акте (да); - возможно ли включение указанного обязательства в расчет нормативных затрат, не повлечет ли указанное включение искажение себестоимости (например, стипендия). ТИПОВЫЕ (ПРОБЛЕМНЫЕ) ВОПРОСЫ
4. Составление и ведение бюджетных смет казенных учреждений, а также Планов финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений, особенности определения просроченной кредиторской задолженности бюджетного учреждения.
ПЛАН ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Содержательная часть Заголовочная часть Приложение Бюджетные учрежденияАвтономные учреждения Учредитель: 1.определяет Порядок составления Плана 2.утверждает План учреждения, либо передает полномочия по утверждению Плана учреждению ПЛАН 1.Показатели финансового состояния учреждения (нефинансовые, финансовые активы и обязательства на последнюю отчетную дату) 2.Плановые показатели по поступлениям учреждения (субсидии из бюджета, поступления от приносящей доход деятельности) 3.Плановые показатели по выплатам учреждения (выплаты по КОСГУ) Оформляющая часть Сведения об операциях с целевыми субсидиями (планируемые суммы поступлений целевых субсидий и соответствующие им планируемые суммы расходов) Общие требования установлены приказом Минфина России от н
Раздел 1. Общие сведения об учреждении o виды деятельности учреждения; o перечень платных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) учреждением; o перечень разрешительных документов; o количество штатных единиц учреждения; o средняя заработная плата сотрудников учреждения Раздел 2. Результат деятельности учреждения o в формате и в сравнении с показателями Плана ФХД Раздел 3. Об использовании имущества, закрепленного за учреждением ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ распространяется на все типы учреждений Общие требования установлены приказом Минфина России от н
1.Общие требования установлены приказом Минфина России от н (приказом Минфина России от н внесены изменения): Установление формы бюджетной сметы Дополнение приказа положениями, касающимися определения показателей бюджетной сметы в части нормативных затрат на оказание учреждениями услуг (выполнение работ) ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СМЕТЫ КУ
Правовое регулирование Министерство финансов Российской Федерации устанавливает: 1. Требования к составлению Плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (Подпункт 6 пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях») 2. Требования к составлению и ведению бюджетных смет федеральных казенных учреждений (Статья 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации)
Область применения нормативных правовых актов ПЛАН СМЕТА федеральные бюджетные учреждения федеральные казённые учреждения бюджетные учреждения субъектов РФ муниципальные бюджетные учреждения федеральные автономные учреждения автономные учреждения субъектов РФ муниципальные автономные учреждения казённые учреждения субъектов РФ муниципальные казённые учреждения
Место Плана и Сметы в системе планирования и отчетности учреждений Тип учреждения ПланированиеОтчетность БылоСтанетБылоСтанет Бюджетное учреждение Смета Госзадание План Госзадание Бюджетная отчетность Отчет о выполнении госзадания Бухгалтерская отчетность Отчет о выполнении госзадания Отчет о деятельности и использовании имущества Казённое учреждение ____________ Смета Госзадание ______________________________ Бюджетная отчетность Отчет о выполнении госзадания Автономное учреждение План Госзадание План Госзадание Бухгалтерская отчетность Отчет об исполнении плана Отчет о выполнении госзадания Отчет о деятельности и использовании имущества Бухгалтерская отчетность Отчет об исполнении плана Отчет о выполнении госзадания Отчет о деятельности и использовании имущества
Полномочия органов государственной власти в части установления порядка составления Плана и Сметы Порядок составления Плана устанавливает учредитель учреждения Порядок составления Сметы устанавливает главный распорядитель средств федерального бюджетаПЛАНПЛАНСМЕТАСМЕТА
Цели составления Плана и Сметы Планирование общих объемов поступлений и выплат Определение сбалансированности финансовых показателей Планирование мероприятий по повышению эффективности использования средств, поступающих в распоряжение учреждения Планирование мероприятий по предотвращению образования просроченной кредиторской задолженности учреждения Управление доходами и расходами учреждения
Составление Сметы Общие требования к Порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет установлены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 ноября 2007 г. 112н
Изменения в приказ Минфина России 112н 1.Уточнение понятийного аппарата 2.Установление формы бюджетной сметы 3.Дополнение приказа положениями, касающимися определения показателей бюджетной сметы в части нормативных затрат на оказание учреждениями услуг (выполнение работ)
Содержание Плана 1.Заголовочная часть 2.Содержательная часть 3. Оформляющая часть 4. Приложения к Плану
Заголовочная часть наименование учреждения – составителя Плана; гриф утверждения документа, содержащий наименование должности, подпись (и ее расшифровку) лица, уполномоченного утверждать План, и дату утверждения; наименование документа; наименование органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя; дополнительные реквизиты, идентифицирующие учреждение (адрес фактического местонахождения, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и значение кода причины постановки на учет (КПП) учреждения); финансовый год, на который представлены содержащиеся в документе сведения; наименование единиц измерения показателей, включаемых в План.
Содержательная часть (содержательная часть состоит из текстовой и табличной части) В текстовой части указываются: цели деятельности учреждения в соответствии с федеральными законами, иными нормативными (муниципальными) правовыми актами и уставом учреждения; виды деятельности учреждения, относящиеся к его основным видам деятельности в соответствии с уставом учреждения; перечень услуг (работ), относящихся в соответствии с уставом к основным видам деятельности учреждения, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется за плату; общая балансовая стоимость недвижимого государственного (муниципального) имущества на дату составления Плана в разрезе источников его формирования; общая балансовая стоимость движимого государственного (муниципального) имущества на дату составления Плана, в том числе балансовая стоимость особо ценного движимого имущества; иная информация по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
Содержательная часть (продолжение) В табличной части Плана указываются: Показатели финансового состояния учреждения Наименование показателясумма, в тыс. руб. Нефинансовые активы, всего из них: недвижимое имущество особо ценное движимое имущество Финансовые активы, всего из них: дебиторская задолженность Обязательства, всего из них: кредиторская задолженность, всего в том числе просроченная кредиторская задолженность
Содержательная часть (продолжение) Показатели по поступлениям и выплатам учреждения Наименование показателясумма, в тыс. руб. Остаток средств, всего в том числе: по лицевым счетам, открытым в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по счетам, открытым в кредитных организациях Поступления, всего из них: субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания целевых субсидий; бюджетных инвестиций; поступлений от приносящей доход деятельности; публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, полномочия по исполнению которых от имени органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) передаются в установленном порядке учреждению
Содержательная часть (продолжение) Показатели по поступлениям и выплатам учреждения Наименование показателясумма, в тыс. руб. Выплаты, всего из них на: оплату труда и начисления на оплату труда; услуги связи транспортные услуги коммунальные услуги арендную плату за пользование имуществом услуги по содержанию имущества прочие услуги приобретение основных средств приобретение нематериальных активов; приобретение материальных запасов приобретение ценных бумаг прочие выплаты Остаток средств
Составление Плана (продолжение) 1.На этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год составляется проект Плана, на основании представленной учредителем информации о планируемых объемах: субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания; целевых субсидий; бюджетных инвестиций; публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, полномочия по исполнению которых от имени органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) передаются в установленном порядке учреждению 2. После утверждения закона (решения) о бюджете проект Плана уточняется
Нормативы затрат Выплаты, связанные с выполнением государственного (муниципального) задания, формируются в соответствии с нормативами затрат, установленными для: федеральных бюджетных учреждений – Министерством финансов Российской Федерации; федеральных автономных учреждений – Министерством экономического развития Российской Федерации; учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных учреждений) – в соответствии с предусмотренным пунктом 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядком высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации).
Нормативы затрат Выплаты, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии осуществляются в соответствии с нормативным (муниципальным) правовым актом, устанавливающим порядок предоставления целевой субсидии из соответствующего бюджета. Выплаты, источником которых являются поступления от оказания учреждением услуг (выполнения работ), на платной основе, рассчитываются исходя из стоимости услуг (работ) на основании экономически обоснованных затрат материальных и трудовых ресурсов
Распределение полномочий при составлении и утверждении Плана Для бюджетного учреждения (БУ)Для автономного учреждения (АУ) Учредитель Представляет БУ информацию об объемах предоставляемой из бюджета субсидии Учреждение Составляет проект Плана Учредитель (учреждение) Утверждает План Учредитель Представляет АУ информацию об объемах предоставляемой из бюджета субсидии Учреждение Составляет проект Плана Наблюдательный совет Рассматривает План Учреждение Утверждает План
Акты финансовых органов субъектов РФ (муниципальных образований)
Установление порядка открытия и ведения лицевых счетов бюджетным (автономным) учреждениям в финансовом органе и порядка проведения кассовых выплат Установление порядка учета и хранения исполнительных документов, предусматривающих взыскание на средства бюджетных учреждений. Установление порядка санкционирования расходов бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных учреждений), источником финансового обеспечения которых являются субсидии Определение порядка взыскания в бюджет не использованных в текущем финансовом году остатков субсидий Установление порядка перечисления в бюджет остатков средств с соответствующих счетов, на которых отражаются операции со средствами бюджетных учреждений, а также их возврата на указанные счета
Субсидии на оказание услуг (выполнение работ) в соответствии с госзаданием Субсидии на иные цели и осуществление бюджетных инвестиций Средства ОМСа ВИДЫ ЛИЦЕВЫХ СЧЕТОВ НА КОТОРЫХ УЧИТЫВАЮТСЯ ОПЕРАЦИИ СО СРЕДСТВАМИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Для лицевых счетов открытых в органах Федерального казначейства: от н «О внесении изменений в приказ Федерального казначейства от н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами» от н «Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства проведения кассовых выплат за счет средств бюджетных учреждений» от н ««Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства проведения кассовых выплат за счет средств автономных учреждений»
Лицевой счет, п роверка расчетного документа (Заявки) на: 1)наличие указанного в расчетном документе (Заявке) кода (кодов) КОСГУ и кода субсидии в Сведениях; 2) соответствие указанного в расчетном документе (Заявке) кода КОСГУ, коду КОСГУ, указанному в Сведениях по соответствующему коду субсидии; 3) соответствие указанных в расчетном документе и Заявке кодов КОСГУ текстовому назначению платежа 4) соответствие содержания операции по оплате денежных обязательств на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, аренды, исходя из документа-основания, 5) непревышение суммы в расчетном документе (Заявке) над суммой остатка соответствующего направления расходов по коду КОСГУ и соответствующему коду субсидии, учтенным на лицевом счете; 6) соответствие информации, указанной в расчетном документе и Заявке, Сведениям. Орган Федерального казначейства ЗКР с указанием кода субсидии средства ПОРЯДОК САНКЦИОНИРОВАНИЯ ПО ЦЕЛЕВЫМ СУБСИДИЯМ на федеральном уровне установлен приказом Минфина России от н 28 ФОИВ (учредитель) Сведения Сведения Бюджетное учреждение Расчетный документ Заявка на наличные контрагенты
Общие требования к Порядку взыскания неиспользованных остатков субсидий, установлены приказом Минфина России от н На федеральном уровне: на 1 января неиспользованные остатки целевых субсидий учитываются ОФК или финансовым органом как суммы без права расходования потребность в остатках целевых субсидий определяется до 1 июля документ подтверждающий потребность – Сведения (приложение к Плану ФХД) учредитель бюджетное учреждение ОФК или фо Документ, подтверждающий потребность ПОРЯДОК ВЗЫСКАНИЯ НЕИСПОЛЬЗОВАННЫХ ОСТАТКОВ ЦЕЛЕВЫХ СУБСИДИЙ
Федеральные акты в 2011 году
Проекты Поправки в закон об автономных учреждениях и в соответствующие постановления Правительства РФ и приказы Минфина России Поправки в Бюджетный кодекс РФ (бюджетные инвестиции – субсидии бюджетным и автономным учреждениям) Постановление Правительства РФ о бюджетных инвестициях (субсидии) Приказ Минфина России порядке размещения информации о деятельности государственных (муниципальных) учреждений на общероссийском сайте (будет вести ФК)
Поправки в Федеральный закон «Об автономных учреждениях» Установление для автономных учреждений особенностей санкционирования субсидий, предоставляемых на иные цели, а также бюджетных инвестиций. Урегулирование вопроса о неиспользованных в текущем финансовом году остатках средств автономных учреждений. Установление для автономных учреждений нормы о том, что расходы, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставленные на выполнение государственного (муниципального) задания, осуществляются без представления ими в территориальный орган Федерального казначейства, в финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств. Распространение на автономные учреждения права по исполнению ими публичных обязательств перед физическими лицами Дополнение части 14 статьи 31 Федерального закона 83-ФЗ, в соответствии с которой автономные учреждения, созданные до дня вступления в силу Федерального закона для выполнения работ, оказания услуг в сферах, не предусмотренных частью 1 статьи 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях", подлежат реорганизации, ликвидации в течение одного года со дня официального опубликования Федерального закона, возможностью изменения типа соответствующего автономного учреждения.