Исследовательская работа ученицы 10 А класса Лесновской СОШ Шиловского района Тимохиной Алины Руководитель: Федина Наталья Ивановна, учитель по биологии и экологии
Компьютерная зависимость у современных школьников
Содержание I Раздел «Введение. Цели и задачи» II Раздел «Обзор литературы» 1. Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером. 2. Признаки развития зависимости у ребенка. 3. Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером. III Раздел «Материал и методика» 1. Анкетирование. 2. Реализация профилактических мер. IV Раздел «Выводы» V Раздел «Литература» VI Раздел «Приложение»
Актуальность Вопросы компьютеризации, влияния компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности. Компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Компьютеры влияют на все биологические характеристики организма человека.
Цели: Определение количества времени, проведенного учащимися за компьютером и зависимости их здоровья от этого фактора
Задачи: изучение имеющейся литературы по заданному вопросу; проведение анкетирования с целью выявления зависимости школьников от компьютера; распространение памятки с гимнастикой для органов зрения.
Основные вредные факторы Сидячее Положение в течение длительного времени; Воздействие электромагнитного излучения монитора; Утомление глаз, нагрузка на зрение Перегрузка суставов кистей Стресс при потере информации
Признаки зависимости 1.Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера. 2.Провел хотя бы одну ночь у компьютера. 3.Прогулял школу – сидел за компьютером. 4.Приходит домой, и сразу к компьютеру. 5.Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось). 6.Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался. 7.Конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.
Формы зависимости психические; духовные; социальные.
Основные правила гигиены зрения: комфортное рабочее место; специальное питание для глаз; гимнастика для глаз.
Анкетирование
Время начала пользования компьютером
Игры, предпочитаемые школьниками
Выводы по работе 11% учеников заботятся о здоровье своих глаз. Большинство (84 %) учащихся имеют компьютер 16% учеников не знают и пренебрегают нормами работы с компьютером. 50% учащихся проводят за компьютером от 4 до 10 часов. 32% учащихся имеют постоянное желание играть в компьютерные игры. 36% учеников любят играть в игры, где присутствует террор и насилие, что неизбежно может привести к нарушению психики. 74% ребят выбрали компьютер вместо прогулки на лыжах, 3%- предпочли компьютер вместо общения с другом на яву, большая часть (85%) предпочитают компьютер вместо чтения книг и разгадывания логических игр.
Комплекс упражнений для глаз
1 упражнение Глубоко и медленно вдыхая (желательно, животом), посмотрите в межбровье, задержите глаза в этом положении на несколько секунд. Медленно выдыхая, верните глаза в исходное положение и закройте на несколько секунд. Со временем, постепенно (не раньше, чем через 2-3 недели), задержку в верхнем положении можно увеличить (через полгода до нескольких минут)
2 упражнение Глубоко вдыхая, посмотрите на кончик носа. Сделайте задержку на несколько секунд и, выдыхая, верните глаза в исходное положение. Закройте глаза на небольшое время.
3 упражнение На вдохе медленно поверните глаза вправо ("до упора", но без сильного напряжения). Не задерживаясь, на выдохе, верните глаза в исходное положение. Таким же образом поверните глаза влево. Для начала выполняйте один цикл, затем два (через две-три недели), и, в конце концов, выполняйте три цикла. После выполнения упражнения закройте глаза на несколько секунд.
4 упражнение На вдохе посмотрите в правый верхний угол (приблизительно 45° от вертикали) и, не задерживаясь, верните глаза в исходное положение. На следующем вдохе посмотрите в нижний левый угол и на выходе верните глаза в исходное положение. Для начала выполняйте один цикл, затем два (через две-три недели), и, в конце концов, выполняйте три цикла. После выполнения упражнения закройте глаза на несколько секунд. Повторить упражнения, начав с левого верхнего угла
5 упражнение Вдыхая, опустить глаза вниз и затем медленно поворачивать их по часовой стрелке, остановившись в самой верхней точке (на 12-ти часах). Не задерживаясь, начать выдох и продолжить поворот глаз по часовой стрелке вниз (до 6 часов). Для начала достаточно одного круга, постепенно можно довести их количество до трех кругов (через две-три недели) При этом нужно, не задерживаясь после первого круга, сразу начать второй. Закрыть после выполнения упражнения, глаза на несколько секунд. Затем сделать это упражнение, поворачивая глаза против часовой стрелки.