Для того, чтобы возбудить интерес, не надо указывать цель, а затем пытаться мотивационно оправдать действие в направлении данной цели. Нужно, наоборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели. Интересный учебный предмет – это и есть учебный предмет, ставший «сферой целей» учащегося в связи с тем или иным побуждающим его мотивом. Леонтьев А.Н.
Собственное развитие в процессе учения; Действие с другими и для других; Познание нового, неизвестного.
Учеба как вынужденное поведение; Процесс учебы как привычное функционирование; Учеба ради лидерства и престижа; Стремление оказаться в центре внимания; Материальное вознаграждение; Избежание неудач.
Сложные отношения подростка со взрослыми и сверстниками; Неудовлетворенность низкой самостоятельной познавательной деятельностью.
ПРИЧИНЫ: учителя используют преимущественно традиционные методы сообщающегося обучения; преобладает традиционная структура урока (опрос, объяснение нового материала, закрепление, задание на дом); универсальной формой изложения нового материала является его изложение в «готовом виде»;
изучение нового материала приходится на вторую половину урока и происходит поэтому при сниженной работоспособности учеников; как основной вид контроля – система случайных вызовов к доске. требования, предъявляемые учителем к ученикам не всегда понятны, стабильны, соответствуют уровню их обученности, возрастным и психологическим особенностям учащихся.
Наша задача – организовать урок так, чтобы каждая его минута так или иначе вовлекала в работу каждого ученика, чтобы минуты не пропадали даром ни для кого.
«Урок есть искусство, его и надо доводить на уровень искусства. Бывают уроки более интересные, чем любой спектакль... В педагогике не принято говорить о драматургии урока, а жаль: в хорошем уроке есть завязка, кульминация, развязка, текст и подтекст». С. Л. Соловейчик
Первое правило – определение целей урока; Второе правило – это уточнение типа урока; Третье правило - уточнение вида урока; Четвертое правило –выбор методов, приемов и технологий обучения; Пятое правило – определение структуры урока.
Например: обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств; обобщить и систематизировать знания о (чем конкретно); отработать навыки (какие); устранить пробелы в знаниях (какие); добиться усвоения учащимися каких-то понятий.
уроки изучения нового материала; уроки совершенствования знаний; уроки обобщения и систематизации знаний; комбинированные уроки; контрольные уроки учета и контроля знаний.
урок-лекция; урок-беседа; киноурок; урок теоретических или практических самостоятельных работ; урок лабораторных работ; урок-экскурсия; урок-семинар; дидактическая игра; анализ ситуаций.
метод монологического или диалогического изложения ; метод эвристической беседы (отличается от сообщающей беседы главным образом постановкой основной проблемы, делением ее на подпроблемы и организацией поисковой деятельности учащихся по ее решению);
метод исследовательских заданий (организация самостоятельной работы учащихся, подбор проблемных познавательных задач и заданий, имеющих практический характер); метод алгоритмических предписаний (инструктирование учащихся, подходит для лабораторных работ); метод программированных заданий (пошаговая разбивка учебного материала в форме вопросов, задач и заданий, часто с выбором ответов).
Технология модульного обучения; Технология организации самостоятельной работы; Технология бально-рейтинговой системы оценивания; Технология исследования; Кейс – технология; Технология критического мышления; Технология проектной деятельности; Технология проблемного обучения; Игровые технологии; Виртуальные лаборатории.
Организация урока – это индивидуальное педагогическое творчество. При его конструировании учитель учитывает как общие требования к уроку, так и свои индивидуальные возможности и способности.
Знание базового минимума только на материале темы; Умение устанавливать связь нового и пройденного ранее (как по этому курсу, так и по сопутствующим); Овладение творческими приемами в использовании изученного материала, предложение нестандартных решений Три главных вида сложности при подаче материала и при его усвоении, и при оценивании :
материал любого занимательного рода, позволяющего увлечь новой темой; очень четко выделенный базовый минимум темы – «самое главное»; задания и сведения, позволяющие связать новую тему с ранее изученным; проблемы, задания, вопросы, способные послужить толчком для творческих поисков и решений (памятка по этапам).
Первый этап – интеллектуальная разминка. Второй этап – актуализация, «выращивание», углубление знаний. Третий этап – развитие умственной и эмоционально-волевой сферы.
Урок есть открытие истины, поиск и осмысление ее в совместной деятельности учителя и ученика; Урок есть часть жизни ребенка; Человек на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства.
«Здесь нет верха и низа – учителей и учеников. Здесь все коллеги, т.е. люди, которые работают вместе…когда одни хотят учиться, а другие им помогают в этом. Принуждение осталось на низшей ступени образования…» Ю.М Лоцман
ПРАВИЛЬНО ПОСТРОЕННЫЙ УРОК, ВЕДЁТ К УСПЕХУ. А УСПЕХ - ОДНА ИЗ ДЕЙСТВЕННЫХ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ.
Атмосфера доброжелательности ; Снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи; Высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? Ради чего? Зачем? Помощь в продвижении к успеху – скрытая инструкция деятельности; Педагогическая поддержка ; Оценивание.