Тустикова Бибинур Аманбаевна, учитель начальных классов ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗНООБРАЗИЯ РАСТЕНИЙ ПО ПРОГРАММЕ А.А. ПЛЕШАКОВА «МИР ВОКРУГ НАС»
Актуальность исследования О неблагополучии в состоянии окружающей природы говорят на разных языках. Поэтому важно экологическую культуру воспитывать с самого раннего детства, то есть развивать экологическое сознание детей. Именно в этом возрасте узнают о разнообразии растений, учатся различать растения, анализировать, группировать, обобщать полученные знания. Закладываются основы трудолюбия, бережного отношения к природе.
Цель исследования : выявить влияние изучения разнообразия растений на развитие экологического воспитания младших школьников. Объект исследования : Предмет исследования : Учебно-воспитательный процесс в начальной школе при изучении разнообразия растений. Методика формирования знаний младших школьников при изучении разнообразия растений.
Гипотеза исследования : состоит в том, что разнообразие форм и методов обучения младших школьников обеспечит : усвоение знаний и основных понятий по разнообразию растений. развитие инициативы и творчества младших школьников, саморегуляцию.
Задачи : ознакомление учащихся с разнообразием растений, расширение знаний о растениях ; развитие познавательного интереса, наблюдение и использование своих наблюдений в практической деятельности ; воспитывать бережное отношение к природе ; выделить и охарактеризовать основные формы и методы организации экологического образования в начальной школе ; провести опытно - экспериментальную работу по выявлению развития знаний и умений по разнообразию растений у младших школьников ;
База исследования : Экспериментальная работа проводилась в Целинной средней общеобразовательной школе Русско - Полянского района Омской области с учащимися 4 класса. Всего в эксперименте приняло участие 14 учеников. Цель эксперимента : выявить влияние изучения разнообразия растений на развитие экологического воспитания младших школьников.
Анкетирование учащихся 4 класса по следующим заданиям : 1. Любое растение - живой организм. Любой живой организм отличается от неживого предмета способностью к размножению. Как ты думаешь, что такое размножение ? 2. Растения могут размножаться семенами. Нарисуй семена известных тебе растений. 3. Напиши названия растений, которые ты сам сажал семенами. 4. Как ты ухаживал за растениями, выросшими из этих семян : а ) с интересом ; б ) по необходимости ; в ) с чувством долга ; г ) с удовольствием ; д ) мне было всё равно ; е ) твой вариант ответа ; 5. Напиши два самых любимых предмета. 6. Напиши два самых нелюбимых предмета.
Диаграмма выбора учащимися любимых и нелюбимых предметов до проведения эксперимента.
анкета для родителей 1. Чем занимается ваш ребенок в свободное время ? а ) читает, рисует ; б ) ходит на секцию, кружок ; в ) смотрит телевизор ; г ) ваш вариант ; 2. Помогает ли ребенок в выращивании растений на огороде, в саду ? Если ДА, то укажите виды деятельности ребенка ( поли вает, пропалывает и т. д.): а ) нет ; б ) да ; 3. Есть ли у вас дома комнатные растения ? Кто за ними ухажива ет ? а ) нет ; б ) мало ; в ) много ;
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ : « Вегетативное размножение комнатных растений »
Экологический проект « Наше дерево »
Заключительный третий этап исследования проводился с использованием анкетирования 1. Понравилась ли тебе практическая работа ? 2. За каким растением ты ухаживаешь ? Нарисуй это растение. 3. Какие изменения с ним произошли. 4. Нравится ли тебе ухаживать за твоим растением ? а ) да ; в ) не очень ; б ) нет ; 5. Напиши два самых любимых предмета. 6. Напиши два самых нелюбимых предмета.
Выбор учащимися предмета « Окружающий мир » как любимого и нелюбимого Фамилия, имя До эксперимента После эксперимента любимыйнелюбимыйлюбимыйнелюбимый А. Марат + Б. Темирлан Б.Дана + + В. Анна + + Г.Иван + Г. Алмаз + + З. Виктория + З. Дмитрий. + + К. Злата + Л. Анатолий + + М. Азамат + Н. Камила + + Р.Виктория + С. Алексей + + Всего:
Диаграмма выбора учащимися любимых и нелюбимых предметов после проведения эксперимента.
заключение Входе исследования намеченные задачи были достигнуты : учащиеся узнали, что на земле существует большое разнообразие растений ; в результате непосредственного общения с природой у школьников наблюдалось желание в активном познании окружающего мира ; при рассмотрении форм и методов экологического воспитания учащиеся научились самостоятельно проводить наблюдения, обобщать результаты исследования в самой разнообразной форме ; успешно организованная учебно - воспитательная работа при соответствующей поддержке со стороны взрослых может способствовать решению целого ряда задач.