Уроки Придаточные предложения условные, причины и цели. Цель урока: Формирование умений различать СПП с указанными видами придаточных и простые осложненные предложения, определять средства связи придаточных с главным, расставлять знаки препинания.
Задания для учащихся: Ответьте письменно на вопросы, формулируя свою мысль в форме СПП с придаточным условия. 1. При каком условии в предложениях с однородными членами ставятся тире или двоеточие? 2. При каком условии не ставится запятая между однородными членами предложения?
Проверьте себя: 1) в предложениях с однородными членами есть обобщающее слово, в этих предложениях ставится тире или двоеточие. (придаточное условия) 2) Запятая между однородными членами предложения не ставится, однородные члены связаны неповторяющимися соединительными или разделительными союзами. (придаточное условия) Если то если
Определите вид придаточных, постройте схемы: 1. я заболею, к врачам обращаться не стану. (Я. Смеляков) 2. Не знаю, приют своей гордыне ты, милая, ты, нежная, нашла.(А. Блок) 3. Мне снится плащ твой синий, ты в сырую ночь ушла. (А. Блок) Если где в котором
Сравните результаты: 1) 1) (Если …), 2) [ … ]. – придаточное условия 2) 1) [ … ], 2) (где …). – придаточное изъяснительное 3) 1) [ …сущ. ], 2) (в котором…). – придаточное обстоятельственное при каком условии? ч т о? к а к о й?
Обобщение: Ответьте на вопросы: Каковы отличительные признаки СПП с придаточными условия, причины и следствия? Каковы стилистические особенности этих предложений?
Выводы: Стилистический характер, употребляемых в предложениях подчинительных союзов со значением условия распределяются на три группы: союзы, употребляемые во всех стилях речи; союзы книжные (включая книжно- архаические); союзы разговорные(включая разговорно- просторечные)
Задания для учащихся: Спишите, расставляя знаки препинания, определяя тип придаточного: Кабы я была царица говорит одна девица то на весь крещеный мир приготовила б я пир. (А.Пушкин) Ох лето красное! Любил бы я тебя когда б не зной да пыль да комары да мухи. (А.Пушкин) Коль голова пуста так голове ума не придадут места. (И.Крылов)