2010 ГОУ СОШ 1151 МО естественных наук Павлова Н.А.
Урок. Элементы учебного процесса. Анализ. Педагогический анализ Цели и задачи анализа. Типы анализа по Конаржевскому Ю.А. Структурный анализ. Уровни самоанализа. Выводы. Аспектный анализ. Комплексный анализ. Источники информации.
логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно- воспитательного процесса творчество учителя психолого- педагогические закономерности обучения психолого- педагогические закономерности обучения образовательные стандарты образовательные стандарты
Цели Методы Деятельность учителя Деятельность учителя Деятельность учащихся Деятельность учащихся Задачи Содержание Средства Формы
Анализ – логический прием познания, представляющий собой мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств. Педагогический анализ урока - это не только расчленение урока на составляющие, но и выявление соотношения этих составляющих. изучение связей между составляющими изучение связей между составляющими сравнения обобщения аналогии переход от абстрактного к конкретному переход от абстрактного к конкретному
Выявление методических, дидактических и других особенностей урока, определяющих его роль, значение и результативность в учебном процессе. Поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся. Построение целостной системы обучения. Повышение мастерства учителя, развитие творческих способностей. Обобщение передового педагогического опыта. Создание психологического комфорта и самозащита учителя
Анализ урока – инструмент управления качеством преподавания в школе. Анализ урока – инструмент управления качеством преподавания в школе. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ АСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ
Структурный анализ (поэтапный) - это выделение и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся. СХЕМА Тема, цели урока Виды деятельности учителя и учеников Содержание урока Содержание урока Результаты урока Результаты урока
Аспектный анализ - это детальное и всестороннее изучение и оценка какой-либо стороны урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся. Аспекты анализа урока: Методический Сопоставительный Целевой Физиолого-гигиенический Педагогическое общение Психолого-педагогический Аспекты анализа урока: Методический Сопоставительный Целевой Физиолого-гигиенический Педагогическое общение Психолого-педагогический
Примерные цели аспектных анализов: 1. Планирование учителем образовательных, воспитательных и развивающих задач урока. 2. Организация повторения и закрепления пройденного материала. 3. Оптимальность типа и структуры урока. 4. Соблюдение требований к содержанию уроков. 5. Выбор методов, приемов и средств обучения. 6. Характер взаимоотношений учителя и учащихся. 7. Подготовка учащихся к выполнению домашнего задания. 8. Организация закрепления изученного учебного материала. 9. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Примерные цели аспектных анализов: 1. Планирование учителем образовательных, воспитательных и развивающих задач урока. 2. Организация повторения и закрепления пройденного материала. 3. Оптимальность типа и структуры урока. 4. Соблюдение требований к содержанию уроков. 5. Выбор методов, приемов и средств обучения. 6. Характер взаимоотношений учителя и учащихся. 7. Подготовка учащихся к выполнению домашнего задания. 8. Организация закрепления изученного учебного материала. 9. Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Комплексный (полный) анализ урока - это система аспектных анализов, предполагающих всестороннее рассмотрение целей, содержания, методов, форм и результатов обучения в их единстве и взаимосвязи. Примерная схема комплексного анализа урока 1. Цели, задачи урока. 2. Готовность учителя и учащихся к уроку. 3. Организационная структура урока. 4. Содержание урока. 5. Методическое обеспечение урока. 6. Поведение и деятельность учащихся на уроке. 7. Характеристика деловых качеств учителя. 8. Общие результаты урока. Примерная схема комплексного анализа урока 1. Цели, задачи урока. 2. Готовность учителя и учащихся к уроку. 3. Организационная структура урока. 4. Содержание урока. 5. Методическое обеспечение урока. 6. Поведение и деятельность учащихся на уроке. 7. Характеристика деловых качеств учителя. 8. Общие результаты урока.
«Педагог-мастер начинается с анализа своего собственного труда». Ю.А.Конаржевский «Педагог-мастер начинается с анализа своего собственного труда». Ю.А.Конаржевский Эмоциональный Методический Оценочный Рефлексивный
Кто на себя глядит, свой видит лик, Кто видит лик свой, цену себе знает, Кто знает цену, строг к себе бывает, Кто строг к себе – тот истинно велик! Пьер Гренгор Кто на себя глядит, свой видит лик, Кто видит лик свой, цену себе знает, Кто знает цену, строг к себе бывает, Кто строг к себе – тот истинно велик! Пьер Гренгор
1. Педагогический анализ урока – основной инструмент индивидуального психолого-педагогического управления. 2. Содержание анализа урока должно служить задачам развития и включения учителя в режим творчества. 3. Инструмент мотивации. 4. Инструмент, позволяющий пересмотреть свои методы работы, если они оказались непродуктивными. 5. Способ индивидуальной методической работы.
6. Способ соединения педагогической теории с практикой УВП. 7. Основа обобщения и распространения передового педагогического опыта. 8. Фактор, влияющий на конечные результаты УВП. 9. Конструирование единства педагогических позиций в коллективе. 10. Средство развития у учителя способности рефлексировать свой труд и поведение путем самоанализа.
Источники информации. festival.1september.rufestival.1september.ru/articles/515969/ trud.rkc-74.rutrud.rkc-74.ru/p42aa1.html adm-edu.spb.ruadm-edu.spb.ru/incl/met_ob/smu/samoanalis.htm pivan-school.net.rupivan-school.net.ruУчителюМетодика471…УчителюМетодика471… wiki.schoolnet.bywiki.schoolnet.by/MetodKabinet…AnalizUroka?…files… Кульневич С.В, Лакоцелина Т.П. Анализ современного урока: Практическое пособие для учителей, классных руководителей, студентов пед. Учеб.заведений, слушателей ИПК.. Изд-е 2-е, доп. и перераб. Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», – 224 с.