Моделирование, как метод изучения биологии
Виды моделей Натуральные (материальные ) информационные Модель – это система, которая является образом, подобием некой дугой, например, природной системы. Лабораторное исследование мышей
Информационная модель – набор величин, содержащий всю необходимую информацию об исследуемых объектах и процессах. (описание объекта или процесса моделирования). Формы информационных моделей: вербальная; математическая; табличная; графическая.
Моделирование – это способ исследования на моделях. Математическое моделирование – выражает существенные черты объекта или процесса языком уравнений и др. математических средств. Компьютерное моделирование – это метод решения практических задач с помощью компьютера. Имитационное моделирование – изменение начальных условий и сравнение результатов.
Тема урока: «Моделирование как метод изучения биологии, на примере расчета численности особей в популяции» Цель урока: Научиться использовать информационно- компьютерные технологии для моделирования биологических процессов.
Этапы моделирования: 1.Предметная постановка задачи (например: биологическая); 2.Математическая постановка задачи (вывод формул); 3.Определение констант уравнения (задание начальных условий); 4.Решение задачи (уравнения); 5.Анализ полученных решений (отображаются в пояснительной записке)
Знакомство с методами моделирования, используемыми в биологии Модель Мальтуса Где:Δtвремя (в месяцах) U численность особей в популяции (шт.) U 0 первоначальная численность особей в популяции (шт.) αкоэффициент рождаемости βкоэффициент смертности εразность коэффициентов рождаемости и смертности
Знакомство с методами моделирования, используемыми в биологии Модель Ферхюльста kкоэффициент рождаемости (по Ферхюльсту) hудельная емкость среды (шт.) Δtвремя (в месяцах) Uчисленность особей в популяции (шт.) U0первоначальная численность особей в популяции (шт.)
Этапы моделирования: 1.Предметная постановка задачи (например: биологическая); 2.Математическая постановка задачи (вывод формул); 3.Определение констант уравнения (задание начальных условий); 4.Решение задачи (уравнения); 5.Анализ полученных решений (отображаются в пояснительной записке)
Вопросы для анализа полученных решений: 1.Какой период времени проходит до момента достижения предельно возможной численности особей (сравнить модели). 2.Как изменяется количество особей за это время (сравнить модели). 3. От чего зависит число особей в популяции (сравнить модели). 4.Какой из методов больше подходит для решения данной задачи и почему.
Рефлексия На уроке я узнал (а)…………….. Больше всего мне понравилось … Самым полезным для меня было.. Мои пожелания и предложения…..