Урок обществознания 10 класс Учитель Мельникова Т.В. г. Торжок
Тема: Культура и духовная жизнь общества Цель: - Ознакомить с сущностью фундаментальных ценностей и основными функциями культуры. - Показать роль культуры в духовной жизни общества.
«Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах, находят свое выражение его самые высокие стремления и возможности. Только по этим достижениям можно судить о природе или назначении человека». Г. П. Федотов( ), русский религиозный мыслитель и историк
Духовная жизнь – это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых
Духовная жизнь общества охватывает: - науку - нравственность - религию - философию - искусство - научные учреждения - учреждения культуры - религиозные организации - соответствующую деятельность людей
Виды этой деятельности: Духовно-теоретическая (производство духовных благ и ценностей) Духовно-практическая (сохранение, воспроизводство, распределение, распространение, потребление, т. е. деятельность) Её продукт: Мысли Идеи Теории Идеалы Художественные образы Влияет на изменение сознания людей
Духовная жизнь личности (духовный мир личности) включает: знания веру потребности способности стремления людей эмоции переживания Главное условие полноценной духовной жизни личности – освоение культуры
Что такое культура? Изначально (лат.) – «возделывание, обработка почвы. Культура – это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все её результаты. Она является исторической совокупностью производственных, общественных и духовных достижений человека Культура – особая сфера жизни общества
Изучают культуру науки: Культурология История Социология Этнография Лингвистика Археология Эстетика Этика Искусствоведение И другие…
Развитие культуры – процесс двуединый Создание традиций - накопление опыта и культурных ценностей предыдущих поколений Новаторство – преодоление традиций путем приращения культурного богатства
Зачем нужна культура? ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ: Человекотворческая (способствует миропониманию, воспитанию, социологизации человека) Информационная (обеспечивает преемственность, накопление и хранение информации) Познавательная (стремится создать свою картину мира) Ценностная (показывает что является ценным или значимым на данном этапе) Нормативная (поддерживает сбалансированное отношение человека с окружающей природной и социальной средой) Потребительская ((релаксационная) – позволяет человеку, приобщающемуся к культуре, духовно отдыхать, освободиться от напряжения)
Много ли культур? Мировая и национальная Материальная и духовная Народная культура-это культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах Массовая культура – индустрия развлечений, поп-культура Элитарная культура расчитана на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений
ВЫВОДЫ: Культура – сложное явление, для освоения которого нужен определенный опыт и систематическая работа. Обывательские представления о культуре часто искажают ее смысл Сложные формы культуры требуют умения компетентно оценивать ее явления. Культурный человек терпим и толерантен. Старайтесь определять свою личную позицию в отношении любых явлений культуры, избегайте однозначных поспешных выводов.
Когда человек характеризуется высоким творческим потенциалом, высоконравственным поведением, ориентирован на высшие моральные ценности, то он обладает духовной культурой. Именно духовность является той специфической чертой, которая определяет в личности глубину ее человечности, обращенность к другим людям, открытость души.