Над проектом работала Юрина Наташа, ученица 8 «Б» класса МОУ сош 15 г. Тольятти Преподаватель Ганина Лидия Ивановна
Личность легендарного бунтовщика неотделима от русской истории. Трагедия Пугачёва и пугачёвского бунта привлекала самое пристальное внимание наших великих писателей: Пушкина – в XIX веке, Есенина – в XX веке. Вся история крестьянских войн и их последствий – ярчайшее подтверждение гениальной оценки Пушкина: «Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный.» Чем же оправдано «любование» образом Пугачева?
Сравнить изображение Пугачёва в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина. Найти черты сходства и различия в изображении этого образа. Рассмотреть, как народ видит Пугачёва (в фольклоре), почему Пугачеву симпатизирует Пушкин, почему Есенин близок фольклорному началу.
Исследовать, как изображен Пугачёв в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина. Систематизировать собранные материалы. Обобщить и распространить полученные результаты в виде исследовательской работы и компьютерной презентации.
1. Вступительная часть 2. Основная часть Образ Пугачёва в фольклоре Образ Пугачёва в произведениях Пушкина Образ Пугачёва в поэме Есенина 3. Заключительная часть
До начала XIX века имя Пугачева, предводителя крупнейшего восстания в феодально-крепостнической России, было под запретом, и только во времена Пушкина стали появляться первые исторические сочинения, повести и даже романы о пугачевщине. Но о самом Пугачеве писали только как о «злодее», «убийце», «враге отечества», и только простой народ хранил память о нем как об «отце», заступнике угнетенных, народном герое.,
В «Истории Пугачевского бунта» Пушкина интересовала прежде всего «пугачевщина», то есть само восстание, а не его инициаторы, вожди и вдохновители. Они обрисованы Пушкиным скупо. Все повествование занял размах восстания и как бы «образ» восстания в народном сердце и в народной памяти.
Пушкин первый из литераторов и историков увидел в Пугачеве выдающегося человека из народа. Необыкновенно привлекателен внутренний облик Пугачёва, воплотившего в себе характерные черты русского народа - широту, цельность и удаль натуры, талантливость. Пугачёв кровно связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой. Народ видит в Пугачёве «народного паря» и своего заступника.
Личность Пугачева представлена в поэме Есенина неординарной, противоречивой и трагичной. С одной стороны, Пугачев появляется, как сильная, уверенная, волевая натура, человек бывалый, а с другой – видно, что он оказался самоуверенным. Это человек неистового темперамента, сильной воли, раздираемый внутренними противоречиями. Есенин показывает Пугачева с двух сторон: то он вожатый, самозванец, выдающий себя за Петра, то преступник, которого предали свои же люди и отдали власти на растерзание.
У А.С. Пушкина пугачевский бунт - это стихия мятежа и насилия. Это разорение деревень, шайки разбойников повсюду, произвол и беззаконие. «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» – вот гуманизм позиции автора. А.С. Пушкин сочувствует Пугачеву – незаурядной личности, пошедшей по неверному пути и трагически обреченной.
С.А. Есенин в восстании видит справедливое народное возмездие. Пугачев только сыграл в истории нужную роль, возглавив народные массы. Вечный странник, правдоискатель и романтик, защитник народа – таким предстает Пугачев в поэме С.А. Есенина.
Народ же видит в Пугачеве доброго царя, защитника от обидчиков и сам становится стихией для своего вождя