Технологии получения нового образовательного результата в контексте принятия Федерального государственного образовательного стандарта.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология продуктивного чтения технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Advertisements

Как организовать продуктивное чтение текстов на уроках по разным предметам технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Комплекс инновационных образовательных технологий Опыт Образовательной системы «Школа 2100» и направление ГЭП.
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
1 Что нужно знать при подготовке проблемно-диалогического урока по любому предмету Опыт «Школы 2100»
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников. 2. Учитель объявляет.
«Школа 2100» И ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.
Основные образовательные технологии и методики в ОС «Школа 2100» и их соответствие требованиям ФГОС: -Технология проблемно- диалогического обучения; -Технология.
1 Как подготовить проблемно- диалогический урок «Школа 2100» На примере предмета «Окружающий мир»
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
1 3) После чтения В разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к тексту, сравнивая свое понимание текста с пониманием других 2) Во время.
Учитель начальных классов Маслова О. В. Современный урок в начальной школе с позиций формирования УУД МОУ СОШ с. Вторые Тербуны.
МОУ «Окунайская средняя общеобразовательная школа 1»
ТИПЫ И СТРУКТУРА УРОКОВ ПО ФГОС Подготовила учитель математики МОУ- СОШ 4 Апресян Н.О.
ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
«Выстраивание преемственности между начальной и основной школой как одна из важнейших задач нового федерального государственного образовательного стандарта.
Реализация стандартов второго поколения в «Школе 2100» А.А. Вахрушев, С.А.Козлова 1.
Семинар подготовили учителя 2-х классов. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Кудряшёва Марина Геннадьевна канд. пед. наук учитель начальных классов высшей категории ГОУ ЦО 1485 лауреат Гранта Москвы-2009 победитель ПНПО-2010.
Практикум по подготовке урока по биологии с метапредметными результатами в Образовательной системе «Школа 2100» 1.
Транксрипт:

Технологии получения нового образовательного результата в контексте принятия Федерального государственного образовательного стандарта.

2 Обеспечение технологичности – комплекс технологий «Школы 2100» Продуктивное чтение (Н.Н.Светловская – Бунеевы) Цель: глубокое понимание текста Средство: вычитывание содержания, подтекста и концептуальных смыслов в ходе трех этапов работы с любым текстом Проблемный диалог (Е.Л.Мельникова) Цель - самостоятельное решение проблем Средство – постановка проблем и открытие знаний вместе с учениками Оценивание учебных успехов: Цель: контрольно-оценочная самостоятельность школьников Средство: коренное изменение правил: переход от внешнего контроля к самооценке.

3 В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

4 Традиционный урок 1.Проверка д/з учеников учителем 2.Объявление темы учителем 3.Объяснение темы учителем 4.Закрепление знаний учениками Проблемно- диалогический урок 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2.Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4.Выражение решения, 5. Применение знаний учениками Проблемно-диалогическая технология (с1999г.) Цель - обучить самостоятельному решению проблем Средство - открытие знаний вместе с детьми Учебники Подача материала

Немного теории Из каких этапов состоит проблемно- диалогический урок? : 2) Выдвижение версий 1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками 3) Актуализация имеющихся знаний 5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания 6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике 4) Составление плана решения проблемы

ПРИМЕР: Как спланировать постановку учебной проблемы? Тема: Геологическое строение, рельеф, ресурсы недр. Найдите и покажите на карте крупные равнины мира: Восточно-Европейскую, Западно-Сибирскую. Найдите и покажите на карте горные сооружения на территории России. Побуждающий диалог: Сравните их расположение, площадь, границы - в чем противоречие? ПРОБЛЕМА: Россия – страна великих равнин и грандиозных гор, так преимущественно она горная или равнинная страна? Подводящий диалог: Сравните равнины: Восточно- Европейскую, Западно-Сибирскую (границы, площадь, высота). Определите расположение горных сооружений, их высоту. Равнины расположены на платформенных участках Горы сформировались по окраинам платформ в зонах складчатости Какой возникает вопрос?

Конструирование проблемной ситуации § 52. ПОД МАТЕРИНСКИМ КРЫЛОМ Какие выгоды дает внутреннее оплодотворение? Какую роль играют оболочки, окружающие яйцо и зародыш в нем? Почему пресмыкающиеся не насиживают яйца? Проблема: Почему птицы не откладывают столько яиц, сколько пресмыкающиеся? Авторский вариант проблемы Что хотел сказать автор с помощью названия и рисунка?

Что хотел сказать автор с помощью названия и рисунка? Авторский вариант проблемы Пример проблемной ситуации (задание с удивлением)

9 Пример проблемной ситуации Инженер: Современная техника создала искусственный живой организм – робот. Он преобразует энергию, двигается, реагирует на окружающую среду. Наконец, он может даже обучаться. Учебник «Биология», 9 класс, Учитель предлагает ученикам прочитать текст к параграфу. Биолог: Робот – не живой организм: он не растет и не размножается. Живое может появиться только от живого, его нельзя создать искусственно. Сравни две точки зрения – в чем они противоречат друг другу? Сформулируй учебную проблему (сравни с вариантом авторов). УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Можно ли создать искусственную жизнь? РЕШЕНИЕ: (через задания к параграфу) Искусственный организм должен обладать всеми признаками живого: обмен веществ, рост, размножение, реагирование на среду.

Подготовка проблемно- диалогического урока Как спланировать этап актуализации? а) устный фронтальный диалог без возможности выставить отметки отдельным ученикам 2) Отобрать вопросы, которые пригодятся для решения проблемы урока (или придумать такие вопросы, если их не хватает) 1) Прочитать вопросы актуализации перед параграфом 3) Определиться в какой форме провести актуализацию б) продуктивное задание (как правило письменное) – время выполнения – сдача – проверка – последующая отметка

Подготовка проблемно- диалогического урока Как спланировать поиск решения проблемы? 4) Придумать в каком виде отображать на доске все выводы- решения (таблица, блок-схема и т.п.) 2) Выбрать задания (3-5) к тексту и иллюстрациям, выполняя которые дети смогут сформулировать ожидаемые выводы по проблеме (!!! Учитывая минимум и цели урока!) 1) Решить какие ответы по проблеме могут сформулировать дети, изучая содержание темы 3) Определиться в какой форме будет выполняться каждое задание: фронтально, в парах, группах, индивидуально с коллективной проверкой по завершению и т.п. (!!! Помним о времени!)

4 этап – разработка диалога со школьниками Участвовать в «открытии» знаний и понимать содержание урока должны все, а иначе…Участвовать в «открытии» знаний и понимать содержание урока должны все, а иначе… Выход: Вопросов в диалоге должно быть немного, а каждый из них задавать не только сильным, но и слабым ученикам Выход: Вопросов в диалоге должно быть немного, а каждый из них задавать не только сильным, но и слабым ученикам

Немного теории: виды диалогов Побуждающий диалог Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы + Развивает творческое мышление + Максимально близок к жизненным ситуациям - Ученики могут увести в сторону от темы - Невозможно рассчитать время на уроке Подводящий диалог Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем + Развивает логическое мышление + Просчитывается по времени + Ведет к нужному результату коротким путем - В меньшей степени развивает творчество и инициативу

Подготовка проблемно- диалогического урока Как спланировать итог урока (выражение решения проблемы)? 2) Определить в какой форме ученики будут отвечать на этот вопрос: фронтально устно, индивидуально письменно и т.п. 1) Запланировать на финал урока вопрос: «Так какое же решение проблемы мы получили?» 3) Подобрать или придумать задание на выражение решения, его применение в новой ситуации.

15 Какие общеучебные умения прежде всего развивает проблемный диалог? 1.Организационные – умение решать проблемы 2.Коммуникативные – вести диалог 3.Интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. 4.Оценочные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора

Что такое ЧТЕНИЕ? Учебный предмет Процесс освоения текста Общеучебное умение (компетенция) Из образовательной программы «Школа 2100»: «Сквозная цель образования - воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления». Выделите ключевое словосочетание в данном тексте

Кого можно назвать «грамотным читателем»? Грамотность чтения – это способность понимать письменные тексты рефлексировать на содержание текстов: - размышлять над содержанием - оценивать прочитанное - излагать свои мысли о прочитанном использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.) Выделите главную составляющую грамотности чтения

Что такое ПОЛНОЕ понимание текста? Это вычитывание трех видов текстовой информации: фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде) подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк») концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)

Разные тексты читают по-разному! ВИДЫ ЧТЕНИЯ Просмотровое Цель: самое общее представление о содержании и смысле текста, решение: читать его дальше или нет анализ заголовка, подзаголовка просмотр схем, таблиц, оглавления Ознакомительное Цель: извлечение основной информации (в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется перечитывать) чтение по абзацам графические пометки Изучающее Цель: проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации выделение смысловых частей вычитывание подтекста

3) После чтения в разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к тексту, сравнивая свое понимание текста с пониманием других 2) Во время чтения Читаем и не отбрасываем, если находим в тексте интересующие, интригующие нас вопросы и ответы на них (подтекст) 1) До чтения У книжной полки сами решаем, читать или не читать, сопоставляя свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст и т.п. Каждый образованный человек должен уметь читать любые тексты. А учит ли этому «традиционная» школа? ЖИЗНЬ: Традиционный урок чтения: Учитель готовит детей к восприятию текста Первым новый текст читает учитель Традиционное использование текстов на уроке: Вопросы на понимание факт. информации, Пересказ

3) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации 2) Во время чтения текста – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста 1) до чтения текста – просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения Технология продуктивного чтения (с 1999 г.) Цель - понимание текстов Средство - три этапа работы с любым текстом: Тексты учебников всех предметов с подтекстом, интригующими названиями и т.п.

1-й этап. Работа с текстом до чтения Цель: прогнозирование будущего чтения. Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по: - названию - имени автора - иллюстрациям (перед текстом) - выделенным словам (просмотровое чтение) - привлекая предшествующий читательский опыт мотивирование чтения

2-й этап. Работа с текстом во время чтения Изучающее чтение (вслух / про себя; индивидуально / классом) в сочетании с разными приемами (комментированное чтение, диалог с автором, словарная работа и т.д.) ПРИЕМ: диалог с автором -Видеть в тексте прямые и скрытые Вопросы (выход на подтекстовый смысл) -Прогнозировать Ответы на эти вопросы -Проверять свои прогнозы, по ходу чтения интерпретация текста

3-й этап. Работа с текстом после чтения Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. - Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. - Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом

Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке 1.Прочитайте текст, выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию 2.Определите роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы, возможно специальное продуктивное задание к тексту) 3.Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.) 4.Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа ) 5.Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту)

§ 18. ЛИШАЙНИКИ – это ….. Лена: На коре деревьев и камнях я видела растения в виде тонких кожистых измятых пластинок и серых ветвистых трубочек. Биолог: Это лишайники – особая группа живых организмов. В Что это за особая группа живых организмов? Чем они отличаются от других? Лишайники часто обитают в местах, где другие наземные растения выжить не могут П (Мы нашли ответ на вопрос?) Лишайники – первые поселенцы на обнаженном грунте. (То есть по-другому…) На голых камнях, палимых солнцем, на песке, на бревнах и стволах деревьев селятся лишайники. Вспомни. Для того чтобы существовала экосистема, необходимы живые организмы разных профессий В (Каких именно профессий и почему?) О. Только совместными усилиями они могут поддерживать круговорот веществ П (ответ на вопрос «почему?»). Пример работы с текстом

Но в одном организме лишайника уже присутствуют и водоросли-производители и грибы-потребители. Поэтому лишайник представляет собой не только один организм, но и целую миниатюрную экосистему, которая может жить самостоятельно П (На какой вопрос мы нашли ответ). Как же устроены эти удивительные организмы? (Обратите внимание: это уже не скрытый, а прямой вопрос. Можете попробовать ответить? (Нет.) Значит, поищем ответ в тексте) Лишайники состоят из гиф гриба, между которыми живут водоросли П. Верхняя поверхность лишайника образована плотно сплетенными нитями – поэтому многие лишайники блестящие и гладкие. Внутри гифы сплетены рыхло – в промежутках между ними размещаются водоросли. Итак, вернемся к началу. Какой был вопрос? Мы нашли ответ? Какой? Так как же можно сформулировать тему нашего урока? (Лишайники – это симбиоз гриба и водоросли)

28 Какие общеучебные умения развивает технология продуктивного чтения ? 1.Коммуникативные – выражать свои мысли (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора) 2.Интеллектуальные – извлекать информацию из текста 3.Оценочные – в случае если анализ текста порождает оценочные суждения 4.Организационные – умение работать по плану (алгоритму)

Технология оценивания учебных успехов (мини) Традиции оценивания ЧТО: знания – отметкой (знак в некой системе) КТО: Учитель ТО учебных успехов ЧТО: решение задач – оценка + отметка КТО: Ученик (самооценка) и Учитель в диалоге +еще 5 правил – см. подробнее в методичках Оценивание в жизни ЧТО: Как решили проблемы = оценка (качественная характеристика) КТО: Мы сами – по итогу деятельности Контр. работы Днев- ники

ЧТО? КТО? Оценка = отметка Учитель Традиции оценивания Новая технология: Отметка – за продуктивные решения Самооценка ученика + в диалоге с учителем ГДЕ?Журнал +Таблица требований КОГДА? «Всегда – накопляе- мость отметок» Текущие - по желанию, Тематические - обязательны КАК? Уровни успешности: Необходимый. Программный. Макс. мини макс Полный состав правил Технологии оценивания учебных успехов :

Правило 2. «САМООЦЕНКА» «Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку.» Алгоритм самооценки (вопросы к ученику): 1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

ДНЕВНИК УЧЕНИКА «Школы 2100» «…он нужен не для того, чтобы взрослые контролировали тебя, а чтобы ты сам научился организовывать свои дела» Учит самостоятельно оценивать свои учебные успехи (самооценка) Открывает перед учеником цели: «В этом году я обязательно научусь: (предметные и общеучебные умения) Учит планировать свои дела и проверять результаты БЫЛО СТАЛО

Какие общеучебные умения развивает технология оценивания учебных успехов? 1.Организационные – умение определять, достигнут ли результат деятельности 2.Коммуникативные – аргументировано отстаивать свою точку зрения 3.Интеллектуальные – логически обосновывать свои выводы 4.Оценочные – толерантное отношение к иным решениям

34 Опыт 15-летнего массового внедрения развивающей Образовательной системы «Школа 2100» Более 10 лет назад – цели и технологии только в сборниках программ Более 5 лет назад – цели и технологии в методичках Сегодня: цели и технологии прямо на страницах учебников и пособий

35 Как с нами связаться, если вы заинтересовались? Издательство «БАЛАСC» (учебники, журнал «Начальная школа + До и После») Тел. 8 – 495 – Эл.почта УМЦ «Школа 2100» (курсы, консультации, выезды в регионы) Тел. 8 – 495 – Сайт: