Личностно-ориентированный подход в управлении детско-юношеским центром г. Нытва Виталий Валерьевич Попов – директор ДЮЦ www. Detskiy– Sport.narod.ru E- mail:
Личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности
Три составляющие личностно- ориентированного подхода Первая составляющая К основным понятиям личностно-ориентированного подхода можно отнести следующие: - индивидуальность - неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей; - личность - постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека; - самоактуализированная личность - человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
- самовыражение - процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей; - субъект - индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности; - субъектность - качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности; - Я-концепция - осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим; - выбор - осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности; - педагогическая поддержка - деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.
Вторая составляющая 1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление обучающихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей. 2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности обучающегося и педагога - это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ. 3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в коллективе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.
4. Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы обучающийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в коллективе. 5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности обучающегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности обучающегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я». 6. Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ oт идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно- ориентированными технологиями обучения и воспитания обучающихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его стремления к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.
Третья составляющая - диалогичность; - деятельностно-творческий характер; - направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; - предоставление обучающемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
Задачи: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и самоопределения обучающихся, адаптация их к жизни в обществе, формирование общей культуры, организация содержательного досуга
Программа развития За время реализации программы произошли следующие изменения: За время реализации программы произошли следующие изменения: формирование в составе педагогического коллектива группы педагогов, способных на высоком профессиональном уровне вести инновационно- методическую работу; совершенствование управленческой деятельности; появление новых социальных проектов и программ; появление мониторинговой системы; выявление возможных инноваций развития ДЮЦ как ответ на внешние «вызовы» развития образования в России, в целом, и в Нытве в частности; готовность педагогического коллектива ДЮЦ к решению стратегических и тактических воспитательно- образовательных задач с позиций качества образования.
В настоящее время образовательная деятельность ДЮЦ направлена на реализацию задач: создание оптимальных условий для развития обучающихся от 6 до 18 лет; создание условий для выявления личностного потенциала каждого обучающегося и его самореализации, выбора индивидуального учебного плана и самоопределения обучающихся; ориентация на развитие социальной зрелости обучающихся как основы их успешной социализации в социуме; использование разнообразных здоровьесберегающих технологий; обеспечение доступности ДЮЦ.
Структурная модель образовательной программы ДЮЦ I ступень – спортивно- оздоровительная; II ступень – группы начальной подготовки; III ступень – учебно- тренировочные группы
Личностно-ориентированный подход в содержании образовательной системы: в программах и в учебно-тематических планах всех направлений деятельности; в отношениях педагог-воспитанник; в использовании личностно- ориентированных технологий; в использовании методов обучения, воспитания и развития; в работе методической службы
Образовательная программа педагога создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации личности к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; профилактика асоциального поведения; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка; укрепление психического и физического здоровья; адаптация к жизни в обществе; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей
Модель методической службы Методическая работа каждого тренера проектируется с учетом выстраивания индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий, которые включают в себя три раздела: программно-методическое обеспечение образовательного процесса; обобщение и творческая ретрансляция собственного педагогического опыта; работа по теме самообразования
Мониторинг педагогической деятельности Позволяет: Позволяет: выявлять уровень профессиональной компетенции педагогов, достижения и проблемы педагогической деятельности; определять, имеют ли результаты устойчивый, закономерный характер, создавать обстановку заинтересованности всех педагогов в результативности своей профессиональной деятельности; переводить учреждение в режим развития инновационной деятельности
Современные информационные технологии банк дополнительных образовательных программ; банк дополнительных образовательных программ; база персональных данных обучающихся; база персональных данных обучающихся; база «Одаренные дети»; база «Одаренные дети»; разработаны формы портфолио педагога и воспитанника, а также личного дела воспитанника разработаны формы портфолио педагога и воспитанника, а также личного дела воспитанника
Воспитательная работа Направления: проведение массовых мероприятий с воспитанниками; совместная деятельность с родителями воспитанников; совместная деятельность с родителями воспитанников; родительские собрания в объединениях; родительские собрания в объединениях; работа с детьми, находящимися в социально- опасном положении; работа с детьми, находящимися в социально- опасном положении; проведение профилактической работы по борьбе с курением, алкоголизмом, наркоманией (беседы, лекции, презентации) проведение профилактической работы по борьбе с курением, алкоголизмом, наркоманией (беседы, лекции, презентации)
Маркетинговые исследования окружающей среды Направления: востребованность существующей образовательной и воспитательной деятельности центра во внешнем окружении; востребованность существующей образовательной и воспитательной деятельности центра во внешнем окружении; потенциальные образовательные потребности социума и заказ на предоставление образовательных услуг
Организация и проведение районных спортивных мероприятий для учащихся проект «Подросток» для детей и подростков, состоящих на учете в КДН и ЗП, находящихся в «СОП» и группе «риска» при поддержке Агентства по спорту и физической культуре Пермского края; проект «Старт» - первенство по мини-футболу среди юношеских дворовых команд при поддержке Управления образования Нытвенского муниципального района; летняя спартакиада; спартакиада учащихся; туристический слет
Деятельностный характер личностно ориентированного управления помогает нам формировать ключевую компетентность – готовность обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности для ведения здорового образа жизни. Деятельностный характер личностно ориентированного управления помогает нам формировать ключевую компетентность – готовность обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности для ведения здорового образа жизни.
25 декабря 2010 г., семинар директоров дополнительного образования детей г. Нытва