«Родители меня не понимают или как услышать подростка». Классный руководитель 8в класса Калинина О.Е.
Умение слушать – навык, необходимый каждому человеку. Это не с трудом дающееся молчание и ожидание своей очереди высказаться! Тем более, если ваш собеседник – подросток, ревниво отстаивающий свою точку зрения, готовый в любой момент обидеться и замкнуться.
Разберём ситуацию: сын приходит после уроков домой, бросает сумку и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!» Как правильно отреагировать родителю? Что сказать подростку?
«Что значит не пойду?!» «Ты хочешь остаться неучем?» «Стать дворником?» «Не будешь учиться – ни копейки от меня не получишь!»
Как правило, ведут к «психологической глухоте», подросток просто перестаёт вас слышать.
«У всех дети как дети, а у меня…» «И в кого ты такой уродился?» «Что ты там опять натворил?»
«Ты сам виноват!» «Не спорь с учителем!» «Двоечник!»
На самом деле подобным образом родители просто выплёскивают свои негативные эмоции, что не способствует установлению контакта, а, напротив, ведёт к раздражению и обиде с обеих сторон. Как этого избежать?
1.Повернуться лицом к подростку. Глаза на одном уровне. 2.Избегать вопросов, использовать утвердительную форму высказываний. 3.Держать паузу, давая подростку время на обдумывание. 4.Обозначать чувства, испытываемые подростком.
1.Убедившись, что взрослый готов слушать, подросток начинает рассказывать о себе всё больше. 2.Подросток тоже начинает нас слушать и слышать. 3.Мы действительно начинаем лучше понимать своих детей. 4.Подросток сам продвигается в решении своей проблемы.
Сын – (бросая портфель, со злостью) Не пойду я больше в эту школу! Родитель – ( после паузы, поворачиваясь к подростку, глядя в глаза) Ты не хочешь больше ходить в школу. Сын – (раздражённо) Там математичка ко мне цепляется!
Родитель – (после паузы, обозначая чувство, испытываемое подростком, используя утвердительную форму высказывания) – Тебя что-то разозлило на уроке математики. Сын – Я сам эту контрольную сделал, а она говорит, что списал! Родитель – Думаю, я тоже расстроился бы в такой ситуации.
Сын – Хоть ты меня понимаешь… Ладно, я постараюсь доказать ей, что могу решать задачи самостоятельно. Важно помнить, что активное слушание – это не способ добиться чего-то от подростка, а просто путь к установлению лучшего контакта.
Поменять «ты-высказывания» на более эффективные «я-высказывания». Например, вместо реплики: «Сколько раз повторять: немедленно убери бардак в своей комнате!» («ты-высказывание») –сказать…
- «Мне становится неловко, когда гости видят неприбранную постель. Под покрывалом она смотрится лучше» ( «я-высказывание»). Вместо реплики: «Ты прогуливаешь уроки и хочешь остаться неучем!» ( «ты- высказывание») сказать…
«Сегодня звонила классная руководительница по поводу твоей посещаемости. Мне было очень стыдно во время этого разговора. Каждый сам отвечает за свои поступки, а если тебе нужна помощь, мы можем поговорить об этом» («я-высказывание»).
Не содержащее обвинений ни в чей адрес «я- высказывание» даёт подростку представление о переживаниях взрослого, может служить переходом к диалогу и поиску решений проблемы.
Принимать участие в жизни подростка. Всегда находить время, чтобы выслушать его. Помогать подростку самостоятельно принимать решения, не оказывая на него никакого нажима. Иметь представление о различных этапах в жизни подростка. Уважать право подростка на собственное мнение. Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к подростку как к равноправному партнёру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.