ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС Н.В. Тарасова,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Алгоритм разработки Основной образовательной программы ОУ Костарева Н.Г.,зам.директора по УВРМАОУ «Гимназия 3»г. Перми.
Advertisements

Основная образовательная программа основного общего образования.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Основная образовательная программа I ступени как объект стандартизации общего образования.
Образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС МОУ гимназии 6 на период 2010 – 2014 гг 26 января 2011 г.
Основные образовательные программы основного Основные образовательные программы основного общего образования.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
. Разработка основ образовательной программы образовательного учреждения с учетом требований федеральных образовательных стандартов и специфики образовательного.
1 ФГОС НОО Содержание Примерной основной образовательной программы НОО.
Полянская О. А. зам.директора по УД МБОУ лицей 135.
Разработка основной образовательной программы основного общего образования.
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
1 Закон РФ «Об образовании» Ст.9 Образовательная программа Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности.
ФГОС второго поколения основного общего образования Совещание при зам. директора по УВР г.
1 Основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Аккредитация Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия ФГОС ( ФКГОС ) по основным общеобразовательным.
В соответствии со статьей 9 п.1. Закона РФ "Об образовании" (в ред. Федерального закона от ФЗ) единственным официальным нормативным документом.
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
Раньше 2-х компонентный состав Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки выпускников Теперь 3 группы требований К структуре основных.
Анализ готовности школы по введению ФГОС НОО в образовательный процесс Разработчик : Соловьева Д. Ю.
Транксрипт:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС Н.В. Тарасова, Казань

ПРИЧИНЫ ВОЗРАСТАНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРОБЛЕМАМ, СВЯЗАННЫМ С ФОРМИРОВАНИЕМ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОУ Первая причина - обязательность данного документа; Вторая причина - существование различных подходов к назначению, структуре, содержанию, технологиям разработки образовательной программы в контексте формирования ФГОС; Третья причина - возрастание значимости процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений; Четвертая причина - необходимость развития форм государственно-общественного управления образованием.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ (МИССИЯ) ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ШКОЛЫ совокупность взаимоувязанных основных и дополнительных образовательных программ трёх ступеней образования и соответствующих им образовательных технологий, определяющих содержание образования и направленных на достижение планируемого результата деятельности конкретного учреждения

ЦЕЛЬ: РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Задачи: 1. организовать в ОУ проектную деятельность по разработке ООП ОУ; 2. выявить нормативно-правовую и научно-методическую основу разработки ООП ОУ в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования; 3. выявить региональные, муниципальные и ресурсные особенности ОУ; 4. определить цели, задачи, планируемые результаты и учебный план ООП ОУ; 5. разработать структуру и содержание ООП ОУ в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования; 6. разработать процедуру экспертизы и утверждения ООП ОУ.

ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ РАЗРАБОТКИ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Принципы адекватности целесообразности методологической целостности образовательных программ преемственности вариативности ресурсного обеспечения системности индивидуализации результативности и эффективности ООП ОУ эргономичности и комфортности безопасности нормативно-правового обеспечения

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗРАБОТКЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОУ осуществляет проектную деятельность самостоятельно с привлечением органов самоуправления (совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно- общественный характер управления образовательным учреждением.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕННОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КОЛЛЕКТИВА (ВНИК) ПО РАЗРАБОТКЕ ООП ОУ Шаг первый: создаем команду разработчиков ООП ОУ

ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ПРОЦЕДУРЫ РАЗРАБОТКИ СТРУКТУРЫ, СОДЕРЖАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ -первый этап (диагностический); -второй этап (формирующий); -третий этап (эксплутационный).

ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Шаг второй: анализируем нормативно-правовые и научно-методические документы, регламентирующие разработку ООП ОУ в соответствии с ФГОС начального общего образования

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОУ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, ЦЕЛИ ООП ОУ Шаг третий: выявляем региональные, муниципальные и школьные особенности содержания ООП ОУ

Направление деятельности Цель деятельности ПривлеченныеСроки выполнения Результат деятельности Анализ образовательных запросов и потребностей детей и родителей - актуальных и потенциальных участников образовательного процесса в данном ОУ Выявление образовательных запросов и потребностей детей и родителей - актуальных и потенциальных участников образовательного процесса в данном ОУ Содержание образовательных запросов и потребностей детей и родителей - актуальных и потенциальных участников образовательного процесса в данном ОУ Анализ ресурсов ОУ по следующим позициям: -человеческие ресурсы; -материально- технические ресурсы; -информационно- методические ресурсы; -финансово- экономические ресурсы; -ресурсы внеурочной воспитательной работы. Определение соотношения общественной потребности в образовательной деятельности ОУ с его возможностями осуществлять такую деятельность. Степень соответствия ресурсов ОУ актуальным и потенциальным требованиям социума в конкретных социокультурных условиях ОУ ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОУ Шаг четвертый: определяем цели, задачи, планируемые результаты и учебный план ООП ОУ

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОУ Направление деятельности Цель деятельности ПривлеченныеСроки выполнения Результат деятельности Анализ целей ФГОС начального общего образования и особенностей ОУ Определить цели ООПЗам. директора по УВР по вопросам развития ОУ Члены административной команды, руководитель ШМО начальной школы Цели и задачи ООП ОУ Выявление результатов ООП ОУ: -личностные результаты через формирование социального опыта школьников; -метапредметные, обеспечивающие формирование ключевых компетенций; -предметные через формирование основополагающих базовых культурных способов/средств действия. Определить результаты ООП ОУ Зам. директора, курирующий вопросы мониторинга качества образования Учителя начальной школы, педагог-психолог Результаты ООП ОУ: -личностные; метапредметные; -предметные, С описанием критериев, индикаторов, способов и форм оценивания. Шаг четвертый: определяем цели, задачи, планируемые результаты и учебный план ООП ОУ

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОУ Направление деятельности Цель деятельности ПривлеченныеСроки выполнения Результат деятельности Анализ вариантов Базисного учебного плана начального общего образования. Формирование учебного плана образовательного учреждения Члены административной команды, руководитель ШМО начальной школы Учебный план образовательного учреждения Корректировка условий реализации ФГОС начального общего образования в соответствии с целями и задачами ООП ОУ Определение необходимых изменений в структуре и содержании ООП ОУ в соответствии с целями и задачами ООП ОУ. Педагогический и ученический коллективы, администрация ОУ, родительская общественность, социальные партнеры школы. Определены необходимые изменения и дополнения в локальных нормативно- правовых документах ОУ в соответствии с ФГОС Определены Требования к условиям реализации образовательных программ ООП ОУ в соответствии с ФГОС Шаг четвертый: определяем цели, задачи, планируемые результаты и учебный план ООП ОУ

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОУ Направление деятельности Цель деятельности ПривлеченныеСроки выполнения Результат деятельности Пояснительная записка, Учебный план образовательного учреждения Формирование пояснительной записки, Учебного плана образовательного учреждения Зам. директора по УВР по вопросам развития ОУ Члены административной команды, руководитель ШМО начальной школы Пояснительная записка, Учебный план образовательного учреждения Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Формирование планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Зам. директора по УВР Руководитель ШМО начальной школы, педагог- психолог, Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Формирование программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Педагог-психолог Учителя начальных классов Программа отдельных учебных предметов, курсов Шаг пятый: разрабатываем структуру и содержание ООП ОУ в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОУ Направление деятельности Цель деятельности ПривлеченныеСроки выполнения Результат деятельности Программа духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Формирование программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Зам. директора по ВР Педагоги доп. образования, педагоги- организаторы, учителя начальной школы Программа духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Формирование программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Зам. Директора по АХЧ Учителя физической культуры, медики, учителя начальной школы Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Формирование системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Зам. директора, курирующий вопросы мониторинга качества образования Учителя начальной школы, педагог-психолог Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Шаг пятый: разрабатываем структуру и содержание ООП ОУ в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОУ СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОУ Раздел 1. Миссия образовательного учреждения и средства её реализации. Раздел 2. Описание «модели» выпускника образовательного учреждения. Раздел 3. Основные образовательные программы для каждой ступени общего образования. Раздел 5. Особенности организации образовательного процесса и применяемые в нем технологии. Раздел 6. Показатели (измерители) реализации образовательной программы. Раздел 7. Программно-методическое обеспечение образовательной программы.

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОУ Направление деятельности Цель деятельности ПривлеченныеСроки выполнения Результат деятельности Разработка процедуры экспертизы и оценки ООП НОО ОУ Определение процедуры экспертизы и оценки ООП НОО ОУ Представители администрации ОУ, методической службы, общественности процедура экспертизы и оценки ООП НОО ОУ Шаг шестой: разрабатываем процедуру экспертизы и утверждения ООП ОУ

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРТИЗЫ И МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ООП ОУ Экспертный лист оценки ООП ОУ

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРТИЗЫ И МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ООП ОУ Общий индекс соответствия ресурса ООП общего образования ОУ Требованиям ФГОС: (вычисляется как среднее математическое значение (средний балл) всех оценок по формуле: где q ср. – индекс соответствия; q 1 …q n, - оценочные баллы каждого компонента ресурса; n - количество ресурсов.

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРТИЗЫ И МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ООП ОУ Экспертный лист оценки результатов эффективности реализации ООП начального общего образования ОУ Время получения эффекта от реализации ООП ОУ в течение 1 года в течение 2-3 лет в более отдаленной перспективе п/пПоказатели результативности Градация оценок (оцениваются последствия или ожидаемые последствия от реализации ООП ОУ ) 1. Доля учебных и образовательных программ, оснащенных в соответствии с Требованиями ФГОС в общем числе программ ООП общего образования ОУ не меняется растет незначительно растет существенно 2. Доля обеспеченности образовательного процесса учебной и методической литературой от общего количества единиц хранения библиотечного фондов не меняется растет незначительно растет существенно 3. Доля обеспеченности образовательного процесса учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием не меняется растет незначительно растет существенно 4. Доля учащихся, обеспеченных индивидуальными компьютерами в процессе обучения не меняется растет незначительно растет существенно 5. Доля учебных часов с применением компьютера в процессе обучения не меняется растет незначительно растет существенно 6. Доля пользователей ПК в общей численности учителей в процессе обучения не меняется растет незначительно растет существенно 7. Доля пользователей ПК в общей численности учащихся в процессе обучения не меняется растет незначительно растет существенно 8. Доля пользователей Интернета в общей численности учителей в процессе обучения не меняется растет незначительно растет существенно 9.Доля пользователей Интернета в общей численности учащихся в процессе обучения не меняется растет незначительно растет существенно Экспертный лист оценки ООП ОУ

Время получения эффекта от реализации ООП ОУ в течение 1 года в течение 2-3 лет в более отдаленной перспективе Показатели результативности Градация оценок (оцениваются последствия или ожидаемые последствия от реализации ООП ОУ ) 10.Наличие в ОУ пунктов общественного доступа в Интернет не меняется растет незначительно растет существенно 11. Доля применяемых в учебном процессе компьютерных и информационно- коммуникативных средств не меняется растет незначительно растет существенно 12. Доля учащихся, принимающих участие в проектной деятельности в процессе обучения в общей численности учащихся не меняется растет незначительно растет существенно 13.Количество выполненных учащимися проектов в процессе обучения не меняется растет незначительно растет существенно 14. Доля применяемых игровых технологий в общей численности педагогических технологий, применяемых в процессе образования не меняется растет незначительно растет существенно 15.Количество кружков, объединений, спортивных секций не меняется растет незначительно растет существенно 16. Доля школьников, участвующих в работе кружков и объединений, в общей численности учащихся 1.Спортивно-оздоровительной направленности. 2.Художественно-эстетической направленности 3.Научно-познавательной направленности 4.Военно-патриотической направленности. 5.Общественно-полезная деятельность 6. Проектная деятельность не меняется растет незначительно растет существенно 17.Доля учащихся, отмеченных наградами за личные достижения от общей численности учащихся не меняется растет незначительно растет существенно ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРТИЗЫ И МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ООП ОУ Экспертный лист оценки ООП ОУ (продолжение)

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРТИЗЫ И МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ООП ОУ Результаты оценивания вычисляются по следующей формуле: где: R – результирующая оценка i – номер столбца с вариантом оценки r i – количество баллов, присуждаемых проекту в случае выбора экспертом i-го варианта оценки текущего показателя n i – количество показателей получивших оценку ri t – временной коэффициент, определяемый в результате выбора экспертом времени наступления максимального эффекта от реализации оцениваемого проекта * - знак умножения

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРТИЗЫ И МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ООП ОУ Оценка времени получения эффекта (t) Перед началом ответа на вопросы анкеты эксперт дает оценку времени наступления ожидаемого (фактического) эффекта от реализации проекта оснащения ООП. Шкала состоит из трех возможных значений: «в течение 1 года» - означает, что ожидаемый (фактический) эффект в результате реализации проекта оснащения наступит в течение 1 года с момента его завершения; весовой коэффициент 1,5; «в течение 2-3 лет» - означает, что ожидаемый (фактический) эффект в результате реализации проекта оснащения наступит после 1 года, но до окончания 3-го года с момента его завершения; весовой коэффициент 1,0; «в более отдаленной перспективе» - означает, что ожидаемый (фактический) эффект в результате реализации проекта оснащения наступит после окончания 3- го года с момента его завершения; весовой коэффициент 0,5.

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРТИЗЫ И МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ООП ОУ Оценка по показателям (r) Шкала оценивания включает три значения: «не меняется» - означает, что в результате реализации проекта ООП ОУ, в период наступления максимального эффекта от его реализации, значение указанного в пункте показателя меняться не будет; оценка r 1 = 0; «растет незначительно» - означает, что в результате реализации проекта ООП ОУ, в период наступления максимального эффекта от его реализации, значение указанного в пункте показателя незначительно возрастет; оценка r 2 = 1; «растет существенно» - означает, что в результате реализации проекта ООП ОУ, в период наступления максимального эффекта от его реализации, значение указанного в пункте показателя возрастет существенно; оценка r 3 = 3.

Спасибо за внимание!