Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока
воспитывать стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми учить их ощущать радость от каждого прожитого дня показывать им, что жизнь - это прекрасно вызывать у них позитивную самооценку. Здоровьесберегающий урок должен:
отсутствие назидательности и авторитарности элементы индивидуализации обучения наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников интерес к учебе, желание идти в школу наличие физкультминуток наличие гигиенического контроля Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий
«Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося - все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса. Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке. Принципы здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями. Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
. Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов:
учет возрастно-половых особенностей; учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения; структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся; использование здоровьесберегающих действий. Принципы
оптимальная плотность урока считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности, 1-2 – нерациональным. чередование видов учебной деятель- ности Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления). Здоровьесберегающие действия:
физкультминутки, динамические паузы минутки релаксации дыхательная гимнастика гимнастика для глаз массаж активных точек Оздоровительные моменты на уроке
поговорка, высказывание, веселое четверостишие, юмористическая или поучительная картинка В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки. Наличие эмоциональных разрядок
Правильная поза ученика во время занятий за столом Правильная рабочая поза при письме Важно!
Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных Положительные эмоции
Хочешь быть счастлив один день – -сходи в гости -Хочешь быть счастлив неделю – -женись -Хочешь быть счастлив месяц – -купи себе машину -Хочешь быть счастлив всю жизнь – - будь здоров!