Технологии развивающего обучения и воспитания
Развивающее обучение Это обучение, содержание, методы и формы организации которого ориентированы на закономерности развития. В качестве основы развития рассматривается учебная деятельность, которая понимается как особая форма активности, направленная на изменение самого себя как субъекта развития; Суть такого обучения в обеспечении условий для превращения ребенка в субъекта учебной деятельности.
Принципы развивающих технологий В ходе работы с детьми учитель должен обратить внимание на развитие каждого учащегося данного класса; Необходимо добиться включения в процесс обучения эмоциональной сферы; В процессе обучения учащиеся должны осознавать ход умственных действий; Особое внимание уделяется развитию психических процессов (особенно мышление и речь); Обучение ведется на высоком уровне трудности; Продвижение в изучении материала обеспечивается быстрыми темпами; В обучении нужно добиваться того, чтобы ведущую роль играли теоретические знания.
Формирование познавательного интереса – основа мотивации учебной деятельности Через такие формы как: Дидактические игры; Организация внеурочной деятельности учащихся; Обсуждение ИЗО, музыки, трудовой деятельности; Обсуждение прочитанного и увиденного; Акцент учителя на развитии умения мыслить, наблюдать, практически действовать.
Особенности организации учебного процесса Гибкая структура урока; Обеспечение интенсивной самостоятельной работы; Коллективные эмоциональные переживания; Выстраивание процесса познания «от ученика»; Коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей; Самостоятельное формулирование выводов; Создание педагогических ситуаций общения.
Педагогика сотрудничества Совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Ученик – субъект учебной деятельности.
Направления педагогики сотрудничества Гуманно-личностный подход к ребенку; Дидактический активизирующий и развивающий комплекс; Концепция воспитания; Создание развивающей среды.
Концептуальные положения Содержание обучения рассматривается как средство развития личности; Обучение ведет к обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления и деятельности; Идет объединение, интеграция школьных дисциплин; Вариативность и дифференциация школьного обучения; Используется положительная стимуляция учения.
Педагогика сотрудничества Ставит школу в ведущее и ответственное положение во отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности. Важнейшими социальными институтами являются школа, семья и социальная среда; Результаты определяются совместными усилиями и действиями всех (трех) источников воспитания и формирования социальных компетентностей.
Спасибо за внимание