Анализ рыночной структуры проф. Крючкова П.В.. Основные вопросы 1. Анализ рынка: структура и поведение 2. Границы рынка 3. Показатели концентрации продавцов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ отраслевых рынков Лекция 2. Исследование структуры рынка.
Advertisements

ТЕМА 9. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ. 1. Недостатки совершенной конкуренции и их преодоление в условиях различных типов рыночных структур. 2.
Теория отраслевых рынков. Взаимосвязь количественных и качественных характеристик оценки структуры отраслевого рынка.
Выполнила : студент 2 курса ВШКУ Колобкова Дарья.
ТЕМА 8 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. МОНОПОЛИЯ. 1. Источники и измерение монопольной власти 2. Монополия : виды, специфика, принципы ценообразования 3. Ценовая.
Тема 9: Типы рыночных структур. Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Альтернативные издержки монополизации. X-неэффективность и X-эффективность монополии. Выполнила Редок Полина, студентка 1 курса экономического факультета,
Монополия Лекция 11. Вопросы 1.Монополия и монопольная власть. 2.Спрос на продукт монополиста и маржинальная выручка 3.Монопольное поведение фирмы 4.Последствия.
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ОТРАСЛЕВЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ: МЕТОДЫ И СРЕДСТВА Гуринович Е.В., заместитель руководителя.
Конкуренция и типы рынков Сущность и роль конкуренции в экономике.
Рыночная концентрация и монопольная власть Проф. С.А. Толкачев.
ТЕМА 7. Монополия 7.1Чистая монополия и монопольная власть. 7.2Монопольное поведение фирмы. 7.3.Последствия монополизации рынков. Ценовая дискриминация.
МИКРОЭКОНОМИКА Преподаватель: Грабовский Александр Евгеньевич.
Типы рыночных структур: совершенная конкуренция чистая монополия.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.. Темы уроков: 1. Спрос и предложение 2. Эластичность спроса и предложения 3. Рыночное равновесие.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие. СПРОС ПРОДАВЦЫ – ТОВАРЫ – РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ – РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ – ДЕНЬГИ – ПОКУПАТЕЛИ ДЕНЬГИ – ПОКУПАТЕЛИ.
ТЕМА 7. Монополия 7.1Чистая монополия и монопольная власть. 7.2Монопольное поведение фирмы. 7.3.Последствия монополизации рынков Достоинства и недостатки.
На тех рынках, где конкуренция слабая, отдельные фирмы могут оказать влияние на цену.
В.2. Предложение. Кривая предложения. Закон предложения. Механизм функционирования рынка Работу выполнили: Тимеркаева, Хасаншина, Иксанова, Хайретдинова.
ЧОУ ВО "САНКТ ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ" СПРОСЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЫПОЛНИЛА: ВАНУЙТО АНЖЕЛИКА ГРУППА: ЮИБ 17-3 ПРОВЕРИЛА :
Транксрипт:

Анализ рыночной структуры проф. Крючкова П.В.

Основные вопросы 1. Анализ рынка: структура и поведение 2. Границы рынка 3. Показатели концентрации продавцов на рынке 4. Барьеры входа

Определение рынка Рынок товара – совокупность покупателей и продавцов товара Узкое толкование: рынок абсолютно однородной продукции Широкое толкование: рынок товаров- заменителей Рынок отрасль

Характеристики рыночной структуры Границы рынка Количество и доли покупателей и продавцов Высота и эффективность барьеров входа-выхода

Структура и поведения Традиционный (но устаревший) подход: структура рынка определяет поведение участников рынка

Гарвардская школа

Базовые условияСтруктура рынкаПоведение фирм на рынке Результативность функционирования рынка Государственна я политика

Современная парадигма Базовые условияСтруктура рынкаПоведение фирм на рынке Результативность функционирования рынка Государственна я политика

Определение рынка Рынок включает однородный товар и его заменители до того момента, пока не будет найден резкий разрыв в цепи товарных субститутов. Степень субституции характеризуется показателем перекрестной эластичности спроса по цене Джоан Робинсон «Пивовар привык считать другого пивовара своим основным соперником на рынке, а между тем настоящий его соперник – производитель мороженого. Издатель считает, что его конкуренты – другие издатели. На самом деле он конкурирует с поставщиками парусных шлюпок, теннисных ракеток, игральных карт и лыж…» (С.Н.Паркинсон. Законы Паркинсона с.317)

Определение рынка Виды границ рынка Товарные (продуктовые): степень взаимозаменяемости товаров в потреблении Географические: территория, на которой реально происходит конкуренция Временные: изменение спроса и предложения во времени (шире для товаров длительного пользования)

Важность определения границ рынка Менеджмент Менеджмент С кем конкурируем реально и потенциально? С кем конкурируем реально и потенциально? Антимонопольная политика Антимонопольная политика на каком рынке ограничение конкуренции? на каком рынке ограничение конкуренции? Какие рынки затронуты сделкой слияния? Какие рынки затронуты сделкой слияния? Базовая возможность для ответчиков в антимонопольных делах избежать обвинения Базовая возможность для ответчиков в антимонопольных делах избежать обвинения

12 Где провести границу в цепи заменителей? Экономическая проблема: рынок – это цепь товара и его заменителей. Насколько близких заменителей? Экономическая проблема: рынок – это цепь товара и его заменителей. Насколько близких заменителей?

13 Тест «гипотетического монополиста» (SSNIP – small but significant and non-transitory price increase) Представим себе, что на рынке А действует монополист. Если он повысит цену на «небольшую, но заметную величину» (5%), приведет ли это к снижению его прибыли? Представим себе, что на рынке А действует монополист. Если он повысит цену на «небольшую, но заметную величину» (5%), приведет ли это к снижению его прибыли? Вариант: откажется ли от покупки значительная часть покупателей (ЕС: 20%)? Вариант: откажется ли от покупки значительная часть покупателей (ЕС: 20%)? Логика: отказ покупателей от покупки/ снижение прибыли продавца происходит в результате того, что покупатели переключаются на заменители Логика: отказ покупателей от покупки/ снижение прибыли продавца происходит в результате того, что покупатели переключаются на заменители Применим и к продуктовым, и к географическим рынкам Применим и к продуктовым, и к географическим рынкам

Тест «гипотетического монополиста» Внимание: опасно применять для монополизированного рынка! «Целлофановая проблема»: Внимание: опасно применять для монополизированного рынка! «Целлофановая проблема»: дело против компании DuPont (1956): суд признал, что компания не обладает монопольной властью на рынке целлофана, поскольку при «незначительном, но заметном повышении цен» целлофан будет заменяться другими оберточными материалами дело против компании DuPont (1956): суд признал, что компания не обладает монопольной властью на рынке целлофана, поскольку при «незначительном, но заметном повышении цен» целлофан будет заменяться другими оберточными материалами однако это полностью соответствует определению монопольной цены (конечно, монополисту невыгодно отклоняться от оптимальной цены) однако это полностью соответствует определению монопольной цены (конечно, монополисту невыгодно отклоняться от оптимальной цены)

15 Целлофановая проблема: при повышении цены выручка монополиста сократится, но из-за снижения величины спроса, а не спроса Цена Кол-во Спрос Спрос эластичен

Применение теста «гипотетического монополиста» в России Приказ ФАС России 220 от предусматривает возможность использование «теста гипотетического монополиста» (п.20,29) Рынок А – «рынок-кандидат» Если повышение цены «гипотетическим монополистом» в границах рынка А не приводит к переключению заметной группы покупателей (20%?) на других продавцов (за пределами рынка А), то рынок определен верно

Определение границ рынка: взаимосвязанные товары и методы оценки Анализ возможностей замещения в потреблении если товар В может заместить товар А, они принадлежат к одному рынку если покупатели региона А могут при относительно небольших дополнительных расходах приобретать товар в регионе В, регионы принадлежат к одному географическому рынку использование данных о выборе потребителей: опросы + экспертные оценки Анализ возможностей замещения в производстве если производители товара В могут быстро переключиться на производство товара А, они могут быть включены в границы рынка А использование данных о технологии + данных об опыте переключения производителей Вывод: все методы определения границ товарного рынка в той или иной степени предполагают экспертную оценку Исключение*: расчет показателей эластичности спроса (прямой и/или перекрестной, см. следующий слайд)

18 Можно ли заменить тест SSNIP «более надежными» свидетельствами? Показатели прямой эластичности спроса? Показатели прямой эластичности спроса? Показатели перекрестной эластичности спроса? Показатели перекрестной эластичности спроса? Чем ниже показатели прямой (*в абсолютном выражении) и перекрестной эластичности спроса, тем выше вероятность, что гипотеза о том, что рынок А является рынком-кандидатом, верна +Показатели прямой и перекрестной эластичности спроса могут заменить другие тесты как «более точные» Высокие издержки расчета Выполнение предпосылки «при прочих равных условиях» Достаточно длинный ряд наблюдений, включающий данные не только о цене, но и обо всех других факторах, влияющих как на спрос, так и на предложение [доходы, налоги, цены всех заменителей, цены ресурсов, изменения технологии] : поскольку необходима структурная модель

Можно ли заменить тест SSNIP «более надежными» свидетельствами? Данные о различии цен на товары? Данные о различии цен на товары? Корреляция цен? Корреляция цен? Если товары А и В являются заменителями, то рост цены на А должен вызывать рост спроса на В, при прочих равных условиях – рост цены В. Если товары А и В являются заменителями, то рост цены на А должен вызывать рост спроса на В, при прочих равных условиях – рост цены В. Данные о межрегиональной торговле (для географических границ рынков)? Данные о межрегиональной торговле (для географических границ рынков)? Данные о затратах на транспортировку? Данные о затратах на транспортировку? Результаты опросов покупателей? Результаты опросов покупателей?

Определение границ рынка: к чему стремиться в антимонопольных делах Что лучше для хозяйствующего субъекта (ответчика по делу о нарушении АМЗ) – более узкое или более широкое определение границ товарного рынка? Чем шире определены границы товарного рынка, тем Легче отвергнуть гипотезу о доминировании Легче отвергнуть гипотезу о возможности ограничивать конкуренцию Легче получить вывод о том, что присутствует конкуренция (фактическая или потенциальная), ограничивающая возможность влиять на рынок Легче показать, что сделка слияния не угрожает конкуренции Чем шире определены границы товарного рынка, тем Труднее найти сопоставимый товарный рынок (для квалификации цен и поведения) Выше штрафы, определенные как процент оборота товарного рынка Больше внимания (жестче контроль) со стороны антимонопольных органов

Показатели концентрации Размер фирмы сопоставляется с размером рынка доля продаж фирмы в рыночном объеме реализации; доля занятых на предприятии в общей численности занятых в производстве данного продукта; доля стоимости активов фирмы в стоимости активов всех фирм, действующих на рассматриваемом рынке; доля добавленной стоимости на предприятии в сумме добавленной стоимости всех производителей, действующих на рынке.

Показатели концентрации Индекс концентрации Сумма рыночных долей крупнейших фирм Y i - рыночная доля i-той фирмы; k - число фирм, для которых высчитывается этот показатель.

Показатели концентрации Индекс концентрации не говорит о том, каков размер фирм, которые не попали в выборку k, а также об относительной величине фирм из выборки. Характеризует только сумму долей фирм, но разрыв между фирмами может быть разным. Показатель зависит от выбранного количества фирм

Показатели концентрации

Индекс Херфиндаля- Хиршмана Сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке Индекс принимает значения от 0 (в идеальном случае совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма, производящая 100% выпуска)

Показатели концентрации Степень концентрации Показатель Концентрация низкаясредняявысокая Индекс концентрации CR 4 менее 45%45%-70%70%-100% Индекс Херфиндаля- Хиршмана менее 0,10,1-0,18более 0,18

Показатели концентрации Значение индекса Х-Х связано с показателем дисперсии долей фирм на рынке s 2 - показатель дисперсии долей фирмы на рынке Y - средняя доля фирмы на рынке, равная 1/n

Показатели концентрации Приведенная формула позволяет разграничить влияние на индекс Херфиндаля-Хиршмана числа фирм на рынке и распределения рынка между ними. Если все фирмы на рынке контролируют одинаковую долю, показатель дисперсии равен нулю и значение индекса Херфиндаля-Хиршмана обратно пропорционально числу фирм на рынке. При неизменном числе фирм на рынке чем больше различаются их доли, тем выше значение индекса.

Показатели концентрации Индекс энтропии Показатель, обратный концентрации показывает среднее значение логарифма величины, обратной рыночной доле, взвешенное по рыночным долям фирм

Показатели концентрации Разброс логарифмов рыночных долей Измерение степени неравенства размеров фирм Y i - доля фирмы на рынке; Y - средняя доля фирмы на рынке, равная 1/n; n - число фирм на рынке Чем больше разброс, тем выше концентрация продавцов на рынке. Разброс логарифмов дает характеристику относительного размера фирм; Показатель одинаков для рынка с двумя фирмами одинакового размера и для рынка с 100 фирмами одинакового размера

Показатели концентрации Оценка Ханна и Кея: идеальный показатель концентрации удовлетворяет условиям Пусть показатель концентрации рассчитывается не для n фирм на рынке, а для k фирм при k < n, причем фирмы ранжированы по убыванию рыночной доли. Если концентрация продавцов на рынке A выше, чем на рынке В, значение идеального показателя для рынка А должно быть больше при любом k. Если доля крупной фирмы возрастает за счет мелкой фирмы (передается право на реализацию товара), то показатель концентрации возрастает. Вход новой фирмы на рынок понижает уровень концентрации (при условии, что размер фирмы ниже некоего значимого уровня). Слияния и поглощения увеличивают степень концентрации. Удовлетворяет индекс Херфиндаля-Хиршмана и энтропии

Барьеры входа и выхода Барьеры входа на рынок – факторы объективного и субъективного характера, затрудняющие начало работы новых фирм в отрасли. Барьеры выхода – связаны с невозвратными издержками – повышают риск деятельности в отрасли – снижают вероятность входа нового продавца

Барьеры входа и выхода Барьеры НестратегическиеСтратегические Экономия на масштабе Абсолютное преимущество в издержках Дифференциация продукции (в т.ч. торговые знаки) Вертикальная интеграция Институциональные барьеры (лицензии, ограничения на вход иностранных фирм и др.) Стратегическое (в том числе хищническое) ценообразование (?) Дополнительные инвестиции в оборудование Вертикальные ограничения Лоббизм

Барьеры входа и выхода Бэйн: 4 вида барьеров по высоте и эффективности: Рынки со свободным входом Рынки с неэффективными барьерами Рынки с эффективными барьерами Рынки с блокированным входом